<< На главную страницу                 Угрозы, стоящие перед  Израилем.   Взгляд каббалиста >>

ОТВЕТ ИЗРАИЛЬСКИХ ВОЕННЫХ НА УГРОЗЫ XXI ВЕКА

http://www.strana-oz.ru/?numid=26&article=1145

Александр Шульман

Все без малого 60 лет своего существования Израиль находится в состоянии войны. Не случайно еврейское государство считается своеобразным мировым полигоном, на котором апробируются новейшие стратегические идеи и технологии. В ходе многочисленных, разных по масштабу вооруженных конфликтов армия страны приобрела богатейший опыт, который аккумулирован в военной доктрине. Для Израиля «Войны будущего» не есть нечто абстрактное. К ним страна вынуждена тщательно готовиться, и это предмет постоянной заботы военных и гражданских властей.

До недавнего времени строительство национальных вооруженных сил шло в соответствии с военной доктриной, принципы которой были разработаны еще создателями государства Израиль, в частности первым премьер-министром страны Давидом Бен-Гурионом. Основные ее положения были следующими: Израиль должен превосходить любой противостоящий ему блок арабских государств качеством вооружений, а также уровнем боевой подготовки военнослужащих. Небольшие регулярные вооруженные силы должны быть обеспечены необходимым числом резервистов, которые ежегодно проходят боевую подготовку и в случае войны могут быстро пополнить свои подразделения. Армия должна гарантированно одержать победу в широкомасштабной обычной войне, в которой задействованы мотопехотные, танковые и авиационные соединения, включающие тысячи единиц боевой техники. Примером такой войны может служить Война Судного дня 1973 года. Тогда с обеих сторон в боевых действиях участвовало более миллиона военнослужащих и многие тысячи танков и самолетов.

В военном строительстве Израиль достиг впечатляющих результатов — ударная мощь его армии, ЦАХАЛа, не уступает, а по ряду показателей превосходит суммарную военную мощь европейских стран НАТО; мобилизационные ресурсы Израиля выше мобилизационных ресурсов такого государства, как Германия; израильская военная промышленность — один из крупнейших в мире производителей и экспортеров высокотехнологичных вооружений. Вместе с тем содержание такой армии — тяжелое бремя. Военные расходы поглощают значительную часть ВНП, что ведет к сокращению жизненно важных социальных программ. К тому же население Израиля выросло с 600 тыс. до 7 млн чел., и нынешний ежегодный призыв новобранцев в соответствии с Законом о всеобщей воинской обязанности просто превышает потребности армии.

О необходимости кардинального реформирования вооруженных сил заговорили еще на рубеже 80–90 годов прошлого века. Генератором новых идей был генерал Дан Шомрон, занимавший с 1987 по 1991 год пост начальника Генштаба ЦАХАЛа. Он автор широко сейчас используемого термина «Маленькая умная армия». Шомрон предлагал радикально обновить, сделать более эффективными средства ведения войны и одновременно сократить армию и военные расходы. Тогда эта идея не получила поддержки, вернулись к ней только в последние годы.

На рубеже третьего тысячелетия Израиль столкнулся с новыми угрозами. Это прежде всего международный, в частности палестинский, терроризм, и стремление враждебных Израилю режимов тем или иным способом заполучить оружие массового поражения. Известно, например, что Иран, открыто провозгласивший своей целью уничтожение еврейского государства, близок к созданию ядерной бомбы.

Эти угрозы вынудили руководство страны пересмотреть доктрину национальной безопасности и начать всеобъемлющую реформу армии Израиля — ЦАХАЛа. Цель реформы — подготовить вооруженные силы к будущим войнам, которые вряд ли будут являть собой классическое противостояние огромных армий, вооруженных обычным оружием. Более вероятна «мятежевойна», в которой регулярным силам придется иметь дело с разрозненными террористическими группами, скрывающимися в населенных пунктах с многочисленным, сочувствующим террористам населением. Такие группы способны нанести тяжелый урон противнику, особенно если в их руках окажется оружие массового поражения.

Другой тип вероятной войны — столкновение с географически удаленными государствами, так называемыми «странами-изгоями», стремящимися завладеть ядерным оружием и средствами его доставки. «Начиная с 2007 года, Ближний Восток и Европа столкнутся с новой ядерной угрозой, радикально отличающейся от нынешней. Это будет совершенно другой мир», — считает глава военной разведки Израиля (АМАН) генерал Аарон Зеэви-Фаркаш.

Суть реформы в максимальной интеграции различных военных структур. Современные войсковые операции имеют ту особенность, что в них совместно под единым командованием действуют относительно небольшие пехотные, танковые, авиационные части, оснащенные высокотехнологичным оружием и средствами связи. Поэтому традиционное разделение на рода и виды войск безнадежно устарело.

Надо отметить, что эффективность войсковой интеграции была продемонстрирована еще в ходе начавшейся в 2000 году палестинской интифады. Столкнувшись тогда с невозможностью по гуманитарным соображениям проводить массированные войсковые операции в палестинских городах, служивших базами для террористов, израильское командование избрало путь точечных ударов по главарям боевиков и их базам с использованием интегрированных сухопутных и авиационных подразделений, вооруженных высокотехнологичным оружием.

Старт военной реформе был дан в конце 2002 года, когда по распоряжению тогдашнего начальника генерального штаба генерала Моше Яалона было создано несколько комиссий для выработки предложений по реорганизации израильской армии. Координировал их работу отдел стратегического планирования управления планирования генштаба. Результаты работы комиссий легли в основу программы развития израильской армии до 2008 года — «Кэла-2008».

В соответствии с этой программой, военно-воздушные силы и разведка получили самые большие бюджеты на приобретение новой техники. ВВС было выделено более миллиарда долларов, из них 200 млн на доведение хорошо показавших себя в операциях по ликвидации террористов ударных вертолетов «Апачи» до уровня противотанковых «Апачи-Лонгбоу». Запрос военной разведки в объеме 600–700 млн долл. на совершенствование системы сбора информации был удовлетворен практически полностью. Утверждены расходы и на модернизацию системы распределения информации, доведения ее до низового командного состава — так называемая система «sensor to shooter». Будут запущены новые спут ники фотосъемки и связи, а также приобретены беспилотные разведывательные аппараты. Значительные расходы предусмотрены, в частности, на создание системы единого управления всеми тремя родами войск под названием «Цифровая сухопутная армия».

Масштабы и темпы военной реформы заметно возросли в 2004 году, когда должность начальника Генштаба занял генерал Дан Халуца. Само это назначение можно считать знаковым — впервые в истории ЦАХАЛа Генштаб возглавил военный летчик. Все его предшественники представляли сухопутные войска.

Свой план реорганизации армии Халуц предложил премьер-министру Шарону, министру обороны Мофазу и начальнику Генерального штаба Яалону еще в бытность свою Главкомом ВВС. Этот план предусматривал, в частности, сокращение оборонного бюджета в 2003 году на 500 млн долл. США и на более чем 200 млн в каждый из последующих двух лет (военные расходы в 2005 году составили 10 млрд долл.). В направленном в кнессет проекте государственного бюджета на 2006 год также предусмотрено сокращение военных расходов более чем на 200 млн долл.

  Халуц намерен и дальше двигаться по пути укрепления израильских военновоздушных сил, как стратегической доминанты, за счет сокращения сухопутных войск. Будут упразднены, точнее интегрированы, по крайней мере, четыре рода войск: сухопутные и танковые войска, войска связи, тыловое командование. Серьезное урезание финансирования грозит проекту создания танка «Меркава-4», что связано с общим сокращением закупок армией бронетехники. Будут расформированы службы тылового командования и ликвидировано Управление планирования (с передачей его функций аппарату заместителя начальника Генштаба). Все эти сокращения позволят перебросить значительные средства на оснащение армии высокотехнологичным оружием и повышение уровня боевой подготовки

В соответствии с прежней моделью управления войсками, Генеральный штаб осуществлял непосредственное руководство сухопутными войсками и ВМФ, тогда как, например, военно-воздушными силами управляло командование и штаб ВВС. Теперь на базе сухопутных войск будет сформировано отдельное Командование сил наземного базирования, а Генштаб займется стратегическим планированием, управлением и координацией действий как наземных и военно-морских, так и военно-воздушных сил.

В состав Командования сил наземного базирования войдут бронетанковые войска, войска связи, электроники и компьютеров, инженерные войска, войска ПВО, тыла, а также ряд ключевых управленческих органов: Управление личного состава армии, Управление стратегических вооружений и Управление стратегического планирования. Тем самым значительно сократится число звеньев управления войсками, что повысит оперативность принятия решений и их качество. За счет совмещения ранее дублировавших друг друга штабных и тыловых структур произойдет заметное сокращение аппарата. Освободившиеся материальные ресурсы пойдут на укрепление боевых частей и соединений.

Реформа коснется и условий прохождения службы. По данным Jaffee Center for Strategic Studies при Тель-Авивском университете, численность регулярной армии на 2000 год составляла 186 тыс. чел. и еще 442 тыс. проходили резервистскую службу. За счет уменьшения срока пребывания военнообязанных в резерве число резервистов сократится на 60 тыс. чел. Срок действительной службы будет постепенно снижен с нынешних трех лет до одного года восьми месяцев, что приведет к сокращению численности личного состава регулярной армии. За период с 2005 по 2008 год значительные сокращения пройдут в войсках тылового обеспечения: из них будут уволены почти три тысячи офицеров и сержантовсверхсрочников. Это станет возможным благодаря передаче ряда функций тылового обеспечения, таких как продовольственное и вещевое снабжение войск, ремонт автомобильной, ряда категорий броне- и авиационной техники, гражданским фирмам на конкурсной основе.

О переходе к полностью профессиональным вооруженным силам речь не идет — армия в Израиле считается одним из главных государственных институтов, престиж военной службы весьма высок, и отказ от призыва может быть негативно воспринят обществом. Однако за счет ожидаемой от интеграции экономии планируется увеличить кадровый состав боевых частей и значительно поднять уровень их оснащенности новейшим вооружением и оборудованием. Особое внимание уделяется улучшению качества и увеличению численного состава разведывательных и специальных подразделений израильской армии, авиации и флота. На их основе в будущем, возможно, будут созданы единые разведывательно-диверсионные мобильные силы быстрого реагирования, способные превентивными ударами влиять на исход войн и вооруженных конфликтов.

Значительная роль отводится компьютерной связи, являющейся средством интеграции всех организационных структур армии. Уже сейчас портативные компьютеры, оборудованные средствами беспроводной связи, стали стандартным элементом оснащения израильского бойца.

Наряду с военно-воздушными силами и разведкой быстрыми темпами будет развиваться военно-морской флот, никогда ранее не игравший в ЦАХАЛе заметной роли. Включение в его состав трех подводных лодок типа «Долфин» и возможное приобретение в Германии еще двух подлодок этого класса, способных нести крылатые ракеты морского базирования большой дальности и выполнять автономные плавания в любую точку Мирового океана, превратили израильский ВМФ в стратегический вид вооруженных сил.

Для защиты войск и населения Израиля от ракетных ударов создана и непрерывно развивается многоуровневая система противоракетной обороны (ПРО), получившая название «Хома». Это первая в мире система ПРО, охватывающая всю территорию Израиля. В ее состав входят система обнаружения и оповещения на основе радиолокационных станций «Green Pine», противоракетный комплекс «Хец» для борьбы с баллистическими ракетами, высокоэнергетический лазер «THEL» для поражения ракетных систем залпового огня, современные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) с повышенным временем патрулирования (до двух суток) для обнаружения и оповещения о нападении, а также ударные БПЛА — носители противоракет.

Система космической связи и разведки, способная мгновенно доводить информацию до органов управления войсками всех уровней, является, как уже подчеркивалось, необходимым элементом интегрированных вооруженных сил. Поэтому военные космические программы развиваются в Израиле ускоренными темпами. В Главном штабе ВВС создано управление космических войск. Оно, в частности, отвечает за разработку и пуски разведывательных спутников, системы спутниковой связи, сбор и обработку данных, поступающих из космоса.

Реформирование израильской армии с каждым годом приобретает все больший размах. Сокращение и совмещение звеньев управления войсками, уменьшение численности армии позволили заметно усилить боевую составляющую ЦАХАЛа и за три года сократить военный бюджет более чем на миллиард долларов. Благодаря военной реформе быстрыми темпами растет стратегический потенциал Израиля и его способность дать отпор любому агрессору.

                                                        *******************************

Михаэль ДОРФМАН

ПРОБЕЛЫ В «ОТВЕТАХ ИЗРАИЛЬСКИХ ВОЕННЫХ НА УГРОЗЫ XXI ВЕКА»

Статья обстоятельная, хорошая, однако грешит несколькими пробелами. Вероятно, они следуют из стремления показать исключительно положительную картину. Поэтому наша заметка дополнит пробелы интересного материала.

Во-первых, не учтены в  статье заслуги бывшего начальника генштаба Армии обороны Израиля, а позже главы правительства Израиля Эхуда Барака в разработке доктрины «маленькой и интеллигентной армии». Заслужено или нет, но именно Барака в Израиле считают отцом такой концепции. Хотя ни у него, ни у его преемника Ариэля Шарона не нашлось политической воли и/или возможностей для полного осуществления такой доктрины.

 

Во-вторых, автор обходит молчанием таже вызовы сверхтехнологической войны по типу американского вторжения в Ирак в 2003 г. или даже операции НАТО против Югославии в 1991 г. Очевидно, что Армии обороны Израиля нет ответа на такого рода вызов. Не кто иной, как Ариэль Шарон еще в 1991 г. Говорил по поводу энтузиазма в связи с бомбежками Белграда, что мол, нечего радоваться, и «Израиль может оказаться следующим».

 

Из статьи неясно, какие нововведения и военные ответы вызовам нового времени уже осуществлены, а какие – лишь проекты. Следует отметить, что перечисленные проекты противовоздушной обороны далеки от завершения. Многие из них под вопросом из-за позиции Министерства финансов, не имеющем бюджетных средств для их реализации. Вся система противоракетной и противовоздушной обороны Израиля находится в экспериментальной стадии. В кругах военных специалистов существуют разногласия по поводу ее эффективности и оправданности ее приобретения. Как и для других американских средств противовоздушной обороны, включая знаменитые «космические войны», не существует убедительных доказательств, что они могут выдержать удар ракет среднего радиуса действия, вроде иранских Шихад. Опыт иракских бомбардировок 1990 г. показал уязвимость израильской территории и неспособность американских ракетных систем решить поставленные задачи в условиях Израиля.

 

Некритически относится автор и к вопросу «точечных ликвидаций» палестинских деятелей на контролируемых Израилем территориях. Такая политика подвергается критике не только в политических и юридических кругах, но и в кругах военных и спецслужб. Политика «точечных ликвидаций» не началась со «Второй интиффадой» и не окончилась после окончания массового протеста на территориях. За десятилетия своего применения она не принесла желаемого эффекта, т.е. не послужила уменьшению насилия.

 

Разумеется, главным вопросом, на который хорошо бы ответить в статье такого рода – сколько стоит модернизация армии и есть ли эти деньги в наличие? Модернизация Армии обороны Израиля стоит денег на несколько порядков больших, чем те бюджеты, о которых рассказано в статье. Позволю привести отрывок из материала «Израиль – это сущий ангел»:

 

«Мир в затяжном израильско-палестинском конфликте недостижим сегодня не потому, что это схватка цивилизаций или глобальная религиозная война воинственного ислама против «иудейско-христианских ценностей». На самом деле наша война — это обычный здесь кровопролитный конфликт между соседями за землю и воду, из тех, что постоянно вспыхивают здесь в течение тысячелетий. Решить его как раз можно, если расширить его рамки. За решение наших конфликтов неизменно платила Америка. В 1998 году тогдашний замминистра обороны Эфраим Снэ рассказал мне в интервью, что премьер-министр Эхуд Барак намеревался получить от США около 80–100 миллиардов долларов за свои далеко идущие уступки палестинцам. Такие деньги нужны в первую очередь на модернизацию Армии обороны Израиля. Не секрет, что материально-техническая база нашей армии в основном создана в середине и в конце 70-х. Опыт Балкан и Ирака показал, что израильская армия не готова такого рода войне. Наши джипы, танки и самолеты устаревают, а денег на замену нет. Деньги эти не очень большие. За прошлый бюджетный год в Ираке Пентагон потратил около 90 миллиардов долларов. Но сегодня в бюджете США средств на решение ближневосточного конфликта нет. Следовательно, мира у нас ожидать не приходится».

http://lit.lib.ru/w/wolodimerowa_l_w/dorfman- 1.shtml  >>

 

Нет в статье и ответа на больную дилемму израильской армии, по сути несущую на территориях полевую жандармскую службу. Такого рода служба коренным образом отличается от армейской, требует совершенно другой боевой и психологической подготовки. В конце концов выполнение несвойственных армии боевых задач негативно, действует деятельность всего армейского организма и разлагает мораль солдат.

К таким выводам пришла недавно обороны комиссия под руководством профессора Ави Бен-Басата, назначенная израильским Министерством обороны. Среди прочего, комиссия Бен-Басата рекомендовала освободить армию от несения охранной и полицейской службы и других задач по обеспечению безопасности на территориях, а также распустить остатки специальных частей, сформированных по политическому или общинному признаку, для поселенческой деятельности на территориях. Комиссия также рекомендовала сократить срок срочной службы, уменьшить число  и увеличить число профессиональных военных.

 

Правительство не утвердило большинства профессиональных рекомендаций комиссии из-за их политических последствий. Военные опасаются, что даже принятые правительством рекомендации комиссии, как сокращение срока службы явятся лишь предвыборными обещаниями и, в конце концов, останутся на бумаге, как и многие профессиональные рекомендации военных в прошлом. Ведь истинные ответы на угрозы ХХI века лежат не в военной, а в политической сфере. Как принято в демократическом обществе, их должны дать не военные профессионалы, а новое поколение лидеров, уверенно занимающее израильскую политическую сцену.

 

Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2006
 © 2006 by Michael Dorfman. All rights reserv

 

Hosted by uCoz