На главную страницу
Ваххабизм
Совершая экскурс в историю возникновения ваххабизма, было бы
неправильно обойти вниманием личность отца-основателя этого
религиозно-политического движения Мухаммада ибн Абд-уль-Ваххаба.
Ибн Абд-уль-Ваххаб родился в 1703/1704 году в местечке Уйан в
Центральной Аравии. Как сообщил современник ибн Абд-уль-Ваххаба, его отец и
родной брат Сулейман были известными богословами. С раннего детства ибн
Абд-уль-Ваххаб отличался незаурядными способностями, сочетавшимися, по
словам его близких родственников, с интеллектуальной спесью и гордыней.
В юности Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб изучал Ислам в Медине. По
свидетельству современников, уже в те годы он высказывал сомнения
относительно некоторых положений мусульманского вероучения, чем вынудил
своих учителей предупредить окружающих о заблуждениях с его стороны.
Путешествия по мусульманскому миру и занятия религиозными науками
оказали определенное воздействие на мировоззрение Мухаммада ибн
Абд-уль-Ваххаба. Посетив многие мусульманские страны, он "увидел, что
народ далек от истинных законов религии и ее духа, что народ не знает,
зачем Аллах послал Пророка Мухаммада. Он убедился, что люди не знают о
положении человечества во время джахилии (доисламский период), увидел, что
они изменили Исламу и исказили как основы религии, так и ее второстепенные
положения, кроме лишь некоторых из них", - пишет об этом периоде жизни
основателя ваххабизма сторонник ибн Абд-уль-Ваххаба Ахмад ибн Хаджар. По
возвращении из путешествия Мухаммад начинает свой "призыв",
который он именует не иначе как "очищение Ислама".
Однако бывший в те годы муфтием Мекки и главой ученых-богословов
суннитской общины Хиджаза (область в Аравии) Ахмед ибн Зейни Дахлян смотрит
на это совершенно иначе. Он пишет: "Своей идеологией он (ибн
Абд-уль-Ваххаб) ввел в заблуждение множество несведущих в религии людей. Он
отклонился от пути праведных имамов, обвинял в неверии всех мусульман
своего времени. По его мнению, мусульмане, жившие на протяжении 600 лет до
него были язычниками, и он возобновил Ислам". Помимо ибн Зейни Дахляна
проповедь юного "богослова" осудили все авторитетные знатоки
шариата Хиджаза и в целом всей Османской империи.
Неприятие ваххабизма основной массой суннитских богословов объясняется
не только догматическими противоречиями, но и тем, что дух этого учения был
чужд традиционному пониманию Ислама. Идеологию, которую проповедовал
Мухаммад ибн Абд-уль-Ваххаб, можно, не вдаваясь во все тонкости и
подробности, свести к следующим пунктам:
1. Аллах - материальное, физическое тело. Он имеет руки, лицо и другие
части тела.
2. Коран и высказывания Пророка можно трактовать, руководствуясь своим
собственным пониманием.
3. Непризнание огромного количества высказываний сподвижников Пророка и
исламских богословов.
5. Отрицание мазхабов (религиозно-правовых школ) Ислама.
6. Тот, кто не следует учению ибн Абд-уль-Ваххаба, является кяфиром.
7. В большинстве случаев совершающий тавасуль (просьба к Аллаху
посредством кого-либо) является многобожником.
8. Посещение могилы Пророка и его сподвижников и праведных мусульман
запрещено.
9. Все, что было внесено в Ислам после смерти Пророка запрещено.
10. Секты на местах возглавляются руководителем (амиром), не избираемым
мусульманами, а назначаемым вышестоящими руководителями.
11. Неверных (включая мусульман, не примкнувших к секте ваххабитов)
можно убивать и вне рамок необходимой самообороны.
12. Традиционное исповедание Ислама является куфром (неверием), суфизм
не является исламским учением и духовной практикой.
13. Великие достижения мусульманской цивилизации VIII-XIII веков в теологии, философии, медицине, математике, астрономии, химии,
художественной литературе, творцами которых были в большей мере суфии, для
ваххабизма не имеют никакой значимости.
14. Запрет на ношение европейской одежды, введение некоторых лишь
рекомендуемых в Исламе норм на уровне обязательных.
Следует оговориться, что со всеми, кто не разделял их убеждений,
ваххабиты считали необходимым вести войну. Они утверждали, что "их
кровь и имущество дозволены". Это означает, что, тех, кто не разделяет
убеждений ваххабитской секты, можно убивать и грабить. Более того, вполне
поощряется.
Все эти положения ваххабизма в корне противоречат Исламу. Поэтому
мусульман, не поддержавших призыв ибн Абд-уль-Ваххаба, основатель секты
расценивает "в большей степени язычниками, чем многобожники, жившие до
прихода Пророка".
Выдвигая одним из главнейших принципов своей идеологии формальное
братство мусульман и размывание социальной иерархии, ваххабиты делали
акцент в первую очередь на организационном, а не на моральном и духовном
аспектах этого вопроса. Такое "братство" предполагает особый тип
организации, с внутренней дисциплиной, ярко выраженным единоначалием и
круговой порукой. Эта модель делала ваххабитов не просто религиозной
общиной, а, скорее, военизированной политической организацией.
Ваххабитов можно было отличить по внешнему виду: как правило, они брили
головы, носили длинные нерасчесанные бороды и подворачивали узкие брюки.
Обычной их практикой было обращение противников в рабство. Мухаммад ибн
Абд-уль-Ваххаб своим последователям не позволял читать книги по исламской
юриспруденции и толкования Корана (тафсиры). Даже тем, кто еще не читал
Коран, он давал разрешение толковать его, идя вразрез с практикой
мусульман, которые допускают толкование Корана только человеку, имеющему
глубочайшие знания Ислама.
Тем не менее проповедь ваххабизма встретила определенную поддержку. И
тому есть несколько причин.
Первая - религиозное невежество. У многих бедуинских племен, среди
которых ибн Абд-ульт-Ваххаб начал свою проповедь, опираясь на возрождение
древнейших военных традиций и связанного с ними "воинского кодекса
чести", бытовали языческие культы. Они не были достаточно просвещены в
вопросах Ислама. Бедуины последовали его призыву, став участниками всех
междоусобиц на стороне отдельных политических сил.
Базируясь на логике доисламских отношений между бедуинскими племенами
(опыт ведения междоусобных войн сформировал особую этику свободолюбивых и
непокорных бедуинских племен, малоприемлемую в централизованном
государстве), он объявил, что любых политических противников можно
уничтожать и лишать имущества.
Вторая причина - поддержка со стороны ряда шейхов племен Неджда
(область в Аравии), в частности, представителей правящего рода ад-Дарии
ас-Сауд (ныне находящаяся у власти государства Саудовская Аравия династия).
Его учение стало знаменем в борьбе рода ас-Сауд за объединение Аравии под
их властью и отделении от Османской империи. Позднее официальной идеологией
первого государства Саудитов был объявлен именно ваххабизм.
Третьей причиной стала помощь со стороны Британской империи,
надеявшейся с помощью распространения смуты ослабить Османскую империю.
Похожую политику Лондон проводил в Индии, где также не без их поддержки
возникли близкие к ваххабитам течения: "Джамаат уль-Исламийа" и
"Таблиг-джамаат". Достаточно упомянуть, что первая несколько лет
назад выдала Усаме бен Ладену фетву, оправдывающую его террористическую
деятельность, а фактическим продолжением второй являются талибы в
Афганистане.
Существует огромное множество документальных свидетельств кровавой
истории ваххабизма. Наиболее авторитетной в этой связи представляется книга
муфтия Мекки Ахмеда ибн Зейни Дахлян. Он пишет, что политическая история
ваххабизма началась с борьбы на ослабление централизованного государства.
Ваххабиты пошли в наступление, и первой жертвой их натиска и оккупации
стал Йемен. Мусульманское население захваченных территорий подвергалось
насильственному обращению в ваххабизм. Подрывалась гуманная основа Ислама -
веротерпимость и ненасильственный призыв к единобожию.
Затем ваххабиты начали активную миссионерскую деятельность среди
племен, населявших территории вокруг Мекки и Медины. В эти города
отправлялись эмиссары ваххабизма, с тем чтобы любой ценой добиться
поддержки мусульманских авторитетных ученых, что было необходимо для
осуществления ими своих политических планов.
Исторически Мекка и Медина теснейшим образом связаны с деяниями и
именем Пророка Мухаммада. Распространение влияния среди населения Мекки и
Медины давала ваххабитам прежде всего идеологическую поддержку во всем
мусульманском мире. Реакцией мусульманского общества на деятельность
ваххабитов в Мекке и Медине явилось судебное определение, в котором было
сказано, что людей, разделяющих взгляды ваххабитов, как и их самих, следует
считать вероотступниками, а находящиеся в городе ваххабитские эмиссары
должны быть взяты под стражу.
Всем выходцам из области Ад-Дария, правители которой поддерживали
идеологов ваххабизма, было запрещено совершать хадж (паломничество к
святыням Ислама) и въезжать в Мекку. Одной из причин запрета ваххабитам
совершать хадж стали их попытки использовать паломничество в миссионерских
целях.
В результате в 1785 году ваххабиты напали на племена, находившиеся под
юрисдикцией Мекки. Ваххабиты осадили город Ат-Тоиф, а затем, войдя в него,
вырезали почти все его население. Город лежал в руинах, был полностью
разграблен, религиозные книги сожжены.
Вхождение же в Мекку ваххабиты откладывали несколько раз из-за большого
скопления в нем паломников, которые без сомнения оказали бы им достойное
сопротивление.
По окончании времени хаджа ваххабиты все же вошли в Мекку, взяв ее без
боя. Правитель Мекки шариф Голиб ибн Мусаида хотел любой ценой избежать
кровопролития в священном городе мусульман и впустил последователей ибн
Абд-уль-Ваххаба в Мекку. Незадолго до захвата города ваххабитами он даже
заключил с ними соглашение о ненападении, которое было подписано 8
муххарама 1789 года.
В 1800 году ваххабиты блокировали Мекку и перекрыли все подступы к
городу. Блокада стала жестоким испытанием для мекканцев. В городе
свирепствовал голод. Глядя на страдания мекканцев, шариф Голиб принял
решение заключить с ваххабитами договор о мире. В том же году они сумели
захватить Медину. Первым их деянием стало разграбление святой комнаты, где
находилась могила Пророка Мухаммада. Власть ваххабитов над священными
городами продолжалась семь лет.
За это время они разграбили все украшения Каабы и накрыли ее черной
мешковиной, разрушили купола над могилами. Они запрещали повторять хвалу
Пророку (салаваты) после азана (призыва на молитву), считая это
отступлением от Ислама. Ибн Абд-уль-Ваххаб лично отдал приказ казнить
муэдзина, прочитавшего хвалу Пророку.
Ваххабиты срубили дерево, под которым первые сподвижники давали клятву
Пророку Мухаммаду и разрушили могилу его жены Хадиджы под предлогом того,
что мусульмане поклоняются этому. Они вводили новые, неслыханные в
мусульманском мире традиции: бритье головы не только мужчинами, но и женщинами.
По преданию, в ответ на это одна женщина потребовала от ваххабитов сбрить
бороды. Ибн Абд-уль-Ваххаб не смог найти ответа и оставил женщин в покое.
Ваххабиты снимали для своих последователей многие запреты Ислама, в
частности, возможность отношений мужчины и женщины только в рамках брака. Действуя
в таком духе последователи новоявленного "обновителя" Ислама не
могли не вызвать протест со стороны жителей оккупированных городов.
О трагедиях и горе, принесенных ваххабитами мусульманам, написано
немало книг исламских ученых. Среди них крупнейший татарский богослов XIX века Зейнулла Шарифи, который так охарактеризовал
ваххабизм: "Эти взгляды давно опровергнуты и основаны на крайней
нетерпимости, фанатизме".
Анализируя историческую проблему и историческое значение ваххабизма,
необходимо обратить внимание на то, что это движение коренным образом
противоречит Исламу, и именно с ним оно вступило в первую очередь в
конфронтацию, а предложенная ваххабитами логика была решительно отвергнута
мусульманами.
В этой связи ваххабиты, претендовавшие на ортодоксию, оказались, по
сути, сектантами, противопоставившими себя всему мусульманскому миру.
|