На главную страницу                                                                                          Реклама отключается нажатием на левую вертикальную полоску серого цвета >>

Кризис  национальной  идеи.      Что  дальше?

 Кровавый террор, длящийся уже три года,  нестабильное настоящее и неопределенное    будущее  заставляет многих  задумываться о  нашей недавней  истории, о  выходе из  создавшегося положения.  В двух статьях,  расположенных ниже,  рассматриваются причины нынешнего кризиса  и    что должен сделать наш народ, чтобы наконец то заслужить счастливое и безопасное существование на своей Земле... 

////////////////////  
Ася Энтова  
                        Прощание  с  сионизмом   
  
 http://www.rjews.net/hp/asya_entova/articl-phil.html

(Сегодня исполняется 106 лет со дня Первого Сионистского конгресса, состоявшегося  29-31 августа 1897 года в Базеле)

        «Видите ли, чтоб существовать сорок веков на земле, то есть во весь почти исторический период человечества, да еще в таком плотном и нерушимом единении; чтоб терять столько раз свою территорию, свою политическую независимость, законы, почти даже веру - терять и всякий раз опять соединяться, опять возрождаться в прежней идее, хоть и в другом виде, опять создавать себе и законы и почти веру - нет, такой живучий народ, такой необыкновенно сильный и энергический народ, такой беспримерный в мире народ не мог существовать без status in statu, который он сохранял всегда и везде во время самых страшных, тысячелетних рассеяний и гонений своих...
        Мало того: приписывать status in statu одним лишь гонениям и чувству самосохранения - недостаточно. Да и не хватило бы упорства в самосохранении на сорок веков, надоело бы и сохранять себя такой срок. И сильнейшие    цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и  теряли политическую силу и племенной облик.
        Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая, нечто такое, мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнесть своего последнего слова...»
        Ф.М.Достоевский. «Дневник писателя», 1877г.   Полн. собр. соч. в 30 томах, т.25.
Человеку трудно смириться с отсутствием цели. Это не значит, что цель обязательно должна быть четко артикулирована, как на огромных советских плакатах: «Наша цель - коммунизм!» В периоды стабильности и медленных, незаметных глазу изменений цели скорее определялись сообществом, чем отдельной личностью. Их наличие не ощущалось, как наличие воздуха, которым мы дышим –  пока дыхание  не затруднено, мы о нем и не вспоминаем.
В нашу эпоху резких перемен и социальной мобильности, когда открыты многие возможности кроме одной – стабильности,  о цели приходится задумываться даже тем, кто никогда не интересовался изречением: «Что наша жизнь? Суета сует и всяческая суета». И, если раньше с такими вопросами обращались к падре, пастору или ребе, то теперь эта область вместе с проблемами Эроса и Танатоса перешла в ведение науки психологии, получив там название логотерапии. Доктор Франкл обнаружил сходные симптомы и у благополучных американских студентов, и у выживших узников концлагерей: недостаток смысла, которым дышит душа. На обоих концах спектра: и там, где у человека есть все, и там, где нет ничего, четко прослушивалось: «Не хлебом единым живет человек, но всем, что исходит из уст Творца» («Второзаконие», 8:3).
У евреев как общности этот симптом проявился спустя непродолжительное время после эмансипации. Вначале эмансипированные, отошедшие от своей общины евреи пытались поставить на место традиционных целей новые – общечеловеческие в их понимании, а на самом деле принятые в определенных кругах той страны, в которой они оказались: европейско-гуманистические, колониальные, социалистические и др. Только после столкновения с юдофобией, ассимиляцией и другими проблемами для части из них встал вопрос, нерешенный до сих пор: что может сохранить существование автономных светских евреев как народа?
Как в светских терминах описать своеобразие еврейского народа, его историческую миссию, его цели и задачи? Ответом на эту проблему явился сионизм, вернее одна из ветвей сионизма – «культурный сионизм», в отличие от «поселенческого сионизма», озабоченного материальным устройством евреев в Палестине, и «сионизма политического», озабоченного созданием еврейского государства и спасением евреев от преследований.
Ахад Ха-Ам в 1897 году в статье Государство евреев и “нужда евреев” писал:
«Таким образом, мы приходим к выводу, что единственно реальной основой сионизма является другая нужда — духовная… Западный еврей, покинув гетто и стремясь войти в нееврейское общество, несчастлив, поскольку его надежды на то, что его примут там с распростертыми объятиями, не оправдались. Волей-неволей он возвращается к собственному народу и пытается найти среди него ту жизнь, которой жаждет, — но тщетно. Образ жизни и горизонты еврейского общества более не удовлетворяют его. Он уже привык к большей широте в социальной и политической сфере, да и в сфере интеллектуальной работа, необходимая для еврейской национальной культуры, его не привлекает, поскольку культура эта не играла никакой роли в первоначальном его воспитании и осталась для него закрытою книгой. Оказавшись в столь затруднительном положении, он обращается к земле своих предков, воображая, как замечательно было бы восстановить там еврейское государство, такое же, как у других народов, организованное точно по образцу других государств. Тогда он смог бы жить полной жизнью среди собственного народа, находя у себя дома все, что ныне видит у других, что манит его, но не дается в руки».
Светский сионизм  давал ответ на злободневные проблемы еврейской общины – как выжить физически и духовно, как не исчезнуть, не ассимилироваться,  как сохранить собственное достоинство и еврейскую общность. Преследуемые получали надежду на убежище, благополучные получали цель. И хотя большая часть европейского еврейства не смогла или не захотела этим убежищем воспользоваться, выжившие в Катастрофе получили в его лице замену акту запоздалого правосудия. Но этот сионизм решал проблемы своего столетия, на большее он и не претендовал и дальше не заглядывал. В своей речи на съезде в Хайфе в 1944 году Бен-Гурион так сформулировал «Задачи еврейской революции»:
«Мы должны взять свою  судьбу в собственные руки, достичь независимости.
Первая задача – ревностно охранять независимость, внутреннюю моральную и интеллектуальную свободу …
Вторая необходимая задача еврейской революции – единство ее движущих сил…
Третья задача – мы должны проложить путь новым репатриантам из всех стран, где еще уцелели евреи…
После этого мы сможем перейти к великой миссии человека на земле – покорению сил природы и развитию своего творческого гения»
Все эти три цели были достигнуты. И как всякая временная, практическая идея  с достижением своей высшей точки классический сионизм стал стремительно разлагаться. Чудеса, восхитившие весь мир: победа в шестидневной войне, похищение и процесс над Эйхманом, операция Энтеббе, скрывали в себе вопрос: «А что дальше?». В 70-е годы вопрос о смысле существования еврейского государства еще затушевывался постоянными проблемами обороны и приема репатриантов. «Паровоз сионизма» (сравнение Герцля)  еще катился, провозглашая целью сделать Израиль богаче и привлекательнее, но в 80-е годы всем стало ясно, что своей конечной станции – независимого и сильного Еврейского государства - он достиг и дальше движется только по инерции. Нужна была новая цель, более конкретная чем покорение сил природы и развитие своего творческого гения, творческий гений можно развивать и в галуте. Миллионы израильтян, не видевших своими глазами ни антисемитизма, ни погромов, ни газовых камер, жаждали нового смысла сионизма. Для них построили музей Катастрофы  в Иерусалиме и в других мировых столицах, но музей - плохая замена живой потребности. Западный гедонизм и постмодернизм не могли утолить жажду израильтянина, который проводит сперва 3 года, а после по месяцу в году на жаре или под дождем с автоматом в руках, платит огромные налоги и постоянно рискует, отпуская детей в пиццерию или дискотеку. (Отметим, что «американская идея» так же сильно тускнеет во времена экономических кризисов и военных неудач).
Насущный вопрос теперь заключался не в выживании, а в том, что делать с доставшейся чудом еврейской землей, с еврейской историей, не музейной, а живой, в Хевроне и Бейт-Лехеме, Бейт-Эле и Алон-Море. Что делать с Храмовой горой, зияющей отсутствием Храма?  Что делать с арабами, угрожающими не только простым, но и демографическим взрывом? На этот вопрос классический светский сионизм ответа не знал.
Светский сионизм вырос на фоне общеевропейских колониальных настроений конца 19 – начала 20 века: веры в прогресс,  в универсальные ценности и в просветительскую миссию белого человека. Яков Кляцкин, редактор газеты Всемирной Сионистской организации «Ди Вельт», писал: «Мы обнаруживаем, что национальное возрождение среди западного еврейства питалось рядом не национальных, а универсально-человеческих элементов…; оно было воспитано не столько иудаизмом, сколько цивилизацией вообще».                
Поселения евреев в Палестине так и назывались: колонии, колонизация. Из того факта, что сионизм несёт с собой развитие технологий, повышение уровня жизни и европейскую культуру, сионисты делали вывод о том, что арабы радостно воспользуются этими преимуществами, отдав, как американские индейцы, землю за яркие европейско-еврейские побрякушки. Не так важно, что Герцль предлагал буржуазную культуру: «Мы заботились бы о распространении культуры среди невежественных народов Азии» («Еврейское государство»), а Бер Борохов - пролетарскую:
«Чем шире будет становиться еврейская иммиграция в Палестину и чем более обширные круги феллахского населения будут входить в сферу еврейского экономического и культурного влияния, тем важнейшее значение будет приобретать борьба еврейского пролетариата в союзе с другими угнетенными элементами …». (Программа партии «Поалей Цион», 1906г.)
Арабы не хотели ни того, ни другого, они просто не были согласны на приезд евреев.
Столкнувшись с сопротивлением арабов, сионизм сделал акцент на праве жертвы применить силу:
Отсудить участок у народа-латифундиста (то есть, у арабов) для того, чтобы дать очаг народу скитальцу, есть акт справедливости. Если народ-латифундист этого не хочет – что вполне естественно, – то его надо заставить. Правда, проводимая в жизнь силой, не перестает быть святой правдой. В этом заключается единственная объективно возможная для нас арабская политика. (Жаботинский. «Этика железной стены» 1923 г.)
Но после создания сильного государства эта логика ревизионистов, которую позднее взял на вооружение социалист Бен-Гурион, уже не работала. Идеи гуманизма и просвещения в Европе сменились идеями мультикультурализма и плюрализма. В длинную очередь за правами жертвы встали гомосексуалисты и негры, женщины и инвалиды, бывшие жители колоний и отсталых стран. Не последними в этой очереди стояли и арабы Палестины, в то время как евреи стали обладать развитым государством с сильной армией, оснащенной современным оружием,  и на роль жертвы уже никак не годились.
И здесь наступило время другой силы - религиозного сионизма, который всегда осознавал глобальную цель, и без союза с которым светский сионизм не достиг бы таких успехов. Именно религиозные евреи хранили память о Сионе и Иерусалиме и всегда стремились сюда, именно их мы должны благодарить за то, что оказались здесь, а не в Уганде, которую ровно 100 лет назад англичане предлагали Герцлю для создания еврейского очага. Бен-Гурион эту зависимость хорошо понимал и, хоть и не любил идти на уступки, и с ревизионистами расправился быстро и жестко, но включил в Декларацию Независимости Израиля упоминание о «твердыне Израиля» и согласился на так называемое соглашение о «статус-кво»*, закрепляющее влияние религиозных евреев в важных, но совершенно не политических вопросах. Наступило время, когда религиозно и национально настроенные люди должны были добиться переноса общественного внимания с вопроса «Как?» на вопрос «Что?». Вместо стоявших все это время практических вопросов «Как нам построить Израиль? Как его защитить и как собрать в нем евреев?», пора было задаться вопросами: «Что такое Еврейское государство?» Чего мы от него ждем и каковы его цели и задачи? Какова историческая миссия еврейского народа и как ответить на вопрос, волновавший еще Достоевского (см. эпиграф)?
Если бы последователи движения Мизрахи смогли объединить свои усилия со светскими последователями движения «культурного сионизма» Ахад ха-Ама и Мартина Бубера, то их достижения не ограничивались бы только поселенческим движением и созданием «ешивот-эсдер»**. Тогда бы в школах и университетах, в Кнессете и в Сохнуте, на радио и по телевидению обсуждались бы не только частные проблемы, вроде: отступать или не отступать из Иудеи и Самарии и вводить или не вводить государственные субботние автобусы. Эти частные вопросы должны решаться исходя из главной цели Еврейского государства – осществления неповторимого призвания еврейского народа. Именно об этом призвании спорили «отказники» на московских и киевских кухнях в самые беспросветные годы брежневского «застоя».  Именно об этом говорили еще до создания государства рав Кук и Мартин Бубер:
«Пророки знали и предсказывали, что, несмотря на все маневрирование и компромиссы, Израиль обречен на гибель, если он желает существовать только как политическое образование.
Израиль может выжить … если будет упрямо держаться за свое неповторимое призвание, если сумеет перевести на язык действительности Божественные слова, произнесенные в час заключения Завета. Когда пророки говорят, что у Израиля нет иной опоры, кроме Бога, они не имеют в виду неземное, нечто «религиозное» в том смысле, как понимается это слово во всем мире; они имеют в виду осуществление истинно общественной жизни, которую Израиль обязался вести, заключив Завет с Богом, жизни, которую он был призван воплотить в историю так, как только ему одному доступно. Пророки призывают народ, представляющий собою первую реальную попытку создания «общины», вступить в мировую историю как прототип такой попытки. Задача Израиля — побудить народы преобразовать их внутреннюю структуру и отношения друг с другом. Поддерживая такие отношения с народами и участвуя в развитии человечества, Израиль может добиться прочного существования, подлинной безопасности. (Мартин Бубер «Еврей в мире», 1934 год).
Именно эта тема и должна была бы стать главным предметом общественной дискуссии после решения страной первых насущных проблем существования. Именно вокруг нее могли бы консолидироваться лучшие представители различных идеологических, «этнических» и религиозных кругов, как ранее все они сплотились вокруг идеи практического сионизма. Но в университетах сидели теоретики, последователи Ахад ха-Ама и Бубера, которые так и замерли в той точке, когда их учителя говорили о двунациональном государстве. То ли ученики были бездарные, то ли учителя плохо их учили, но они не услышали от них «что», а только «как»: как стараться на равных вести диалог с представителями других вероисповеданий, как пытаться уважать чужие верования, как понравиться международной общественности. Для Бубера это «как» не играло решающей роли в его последовательно-сионистской философии. Его ученики превратили это «как» в цель и стали пятиться обратно, не заметив, что «как» Бубера остались далеко в прошлом, еще до создания государства. Так же и политики, последователи Бен-Гуриона, удерживали власть уже не ради построения и обороны государства, а только ради самой власти, и ради нее они были готовы заключить союз с арабами против евреев.
Не встретив поддержки со стороны светских евреев, религиозный сионизм не смог сделать свои цели общенародными, не создал современную сионистскую идеологию, понятную всем, не объединил все национальные силы для решения новых задач. Он ограничился  практическими достижениями, вроде поселенческого движения Амана. Амана стала достойным последователем прежнего светского «поселенческого сионизма», но она не была дополнена ни новым «культурным сионизмом», ни новым «сионизмом политическим». Последователи рава Кука, духовного лидера и заметной политической фигуры своего времени, буквально обожествили светское израильское государство со всеми его недостатками. Они  даже не пытались на равных участвовать в его политической жизни, а варились в собственном соку, удовлетворились своей узкой ролью поселенческого лобби и «надзирателей за кашрутом». Но соблюдать кашрут и шаббат можно и в галуте, да и в Израиле их успешнее защищают религиозные а-сионисты, у которых меньше сантиментов к государству Израиль.
  Оставшиеся без духовного руководства светские евреи попытались опять применить тот же трюк, что однажды им удался с сионизмом - перенять чужую идею, абсолютизировать ее и воспользоваться ею для утоления жаждущей цели души. Но в большинстве случаев еврейской истории этот трюк приводил либо к духовной, либо к физической гибели, либо к тому и другому одновременно. Евреи превратили средство - мирное существование - в цель: «О цель – ты мир!»
Божок вырос, питаясь кровью «жертв мира» и финансовыми вливаниями всех, кому самостоятельность еврейского государства не давала спокойно спать. Даже разумное большинство, настроенное против этой безумной идеи, отступило, как в случае с «Альталена»***, увидев кровь братоубийства. А дальше, чем более набирал скорость паровоз, несущийся в обратном направлении, тем менее оставалось возможности свернуть. По мере приближения к бывшей цели с обратной стороны вновь становились актуальными решенные уже в прошлом вопросы обороны и безопасности, еврейского единства и еврейского большинства в Палестине. Оставалась одна забота – не проскочить на полном ходу бывшую станцию назначения – Еврейское государство.
Так Израиль в ситуации кризиса обнаружил знакомый психологам синдром: сидром достигнутой цели. Сосредоточив все жизненные силы на частной цели – карьере, накоплении денег или решении важной научной проблемы, по ее достижении человек, если не может обрести вновь перспективу, то  впадает в депрессию и нередко умирает от болезни или даже кончает жизнь самоубийством.
Таким «самострелом» и был для израильского общества возврат от сионистской доктрины: «евреи сами должны отвечать за собственную безопасность» к договору с террористами, от завоевания и заселения Эрец-Исраэль к передаче ее арабам, от единства всех евреев ради создания государства к стравливанию светских евреев с религиозными, а ашкеназов с сефардами.
За 10 лет, прошедших с момента заключения договора Осло, уже и правые, и левые осознали всю неосуществимость автономного существования арабов в Иудее, Самарии и Газе ни в виде автономии под началом «раиса», ни в качестве Палестинского государства. Даже левым из левых стало ясно, что от моря до Иордана может существовать только одна страна. Сегодня левые экстремисты снова подняли на щит мечту некоторых сионистов начала прошлого века о двунациональном еврейско-арабском государстве, как будто прошедший век не доказал им: государство может существовать только или как арабское, или как еврейское. Сегодня Еврейское государство еще существует, но оно на грани выживания. Евреи не видят цели и смысла в этой затяжной войне на истощение, которую сами же спровоцировали, передав террористам власть и оружие, землю и воду, и поэтому не могут ее выиграть. Сегодня у нас есть армия, вооруженная самой современной техникой, но нет силы духа, необходимой, чтобы победить и выжить. Либо мы обретем эту силу, ответив на вопрос: для чего, либо будем вновь поставлены перед проблемой физического выживания. Еврейский народ выживет, но какой ценой? Это зависит от нас и только от нас.
-------------------------------------------------------------
*«Твердыня Израиля», одно из употребляющихся в Торе имен Всевышнего. Религиозные евреи отказывались подписать Декларацию независимости, если в ней не будет никак упомянут Всевышний, и Бен-Гурион нашел этот компромисс. Одновременно он передал в ведение религиозных евреев все институты социального состояния гражданина (свадьба, рождение, похороны регистрируются и проводятся согласно вероисповеданию) и обязал государственные учреждения соблюдать еврейские праздники, кашрут и шаббат.
** Ешиват-эсдер, учебные заведения, в которых изучение Торы совмещается со службой в израильской армии.
*** «Альталена» – название нагруженного оружием корабля, принадлежащего еврейскому движению ЭЦЕЛЬ. При подходе к Тель-Авиву он был обстрелян армией и потоплен по приказу Бен-Гуриона, желающего подчинить эти силы ЦАХАЛу. Бегин, командовавший ЭЦЕЛем, на братоубийство не ответил, и дело не дошло до гражданской войны.

29.08.2003

 ////////////////////////////////////////////////////////////

Эмма Сотникова                                                                                                                        09.12.2003

     БЕСЕДЫ О ГЛАВНОМ С СОВРЕМЕННЫМ КАБАЛИСТОМ        Михаэлем ЛАЙТМАНОМ

           МЫ МОЖЕМ СПАСТИ ИЗРАИЛЬ
www.kabbalah.info/rus/content/view/full/2753

Эта беседа с ученым-каббалистом М. Лайтманом была впервые опубликована ровно три года назад. На вопрос о том, что изменилось за это время и можно ли что-то существенное добавить к этой статье, М. Лайтман с сожалением ответил отрицательно. Он добавил лишь, что ситуация становится все хуже и хуже (и это ни для кого не секрет), и что если мы не предпримем самых срочных мер, то должны быть готовы к полной международной изоляции Израиля,  вплоть до того, что "ни один наш самолет не сможет приземлиться ни в одном аэропорту мира".         О том, что же это за "срочные меры", которые мы должны принять, чтобы спасти Израиль, современный каббалист М. Лайтман рассказывает всему Израилю и всему миру  уже  не один год. Нам остается надеяться лишь на то, что сегодня его услышат.

    - Наша предыдущая беседа называлась "Угроза уничтожения" и заканчивалась вашим призывом к сопротивлению этой угрозе, призывом к народу Израиля потребовать от своих лидеров принять немедленные меры для спасения страны. Одновременно вы обвиняли во всех собственных трагедиях и бедах чуть ли не всего человечества самих же евреев. В этом у вас довольно много великих предшественников,  как среди еврейских пророков, так и среди антисемитов. Вы видите  выход из этого противоречия: Израиль – жертва, которую мир готовит на заклание, и Израиль - виновник собственной катастрофы?

М. Лайтман: Вы могли бы заметить, что это не первое противоречие в  истории евреев. Плохо выполняя свою миссию богоизбранного  народа, мы постоянно вступаем в противоречие с замыслом Творца и целью творения. И пока не изучим этот замысел и не поймем, каков путь достижения цели, мы из противоречий   и не вылезем. Однако же на данном этапе перед нами стоят вполне конкретные задачи,  решение которых и на материальном, и на духовном уровне дает нам шанс спасти Израиль. Вы, конечно, помните -  американцы пишут на    долларе:      "С нами Бог". Арабы  пишут на ноже: "С нами Бог".  Америка молится, чтобы благодаря Творцу, у нее было богатство. Арабы молятся, чтобы благодаря Творцу, у них была власть над  всем миром. Все используют Творца ради своих вполне прикладных целей.

А что же мы? Почему мы не кричим: "С нами Бог" ? Мы, которые познакомили их с Творцом, мы,  у которых была с Ним прямая связь? Как ее восстановить на уровне всего народа? Не подумайте только, что я предлагаю нам сейчас же разойтись по синагогам, закутаться в  талесы и молить Бога спасти нас от исламского террора, европейского антисемитизма и от желания всего мира избавиться от нас раз и навсегда. 

Но почему мы не можем использовать Творца в своих прикладных целях? Для этого недостаточно написать на шекеле или на ложке "С нами Бог". От нас Творец требует большего. Он требует, чтобы наше желание выжить на этой земле      стало осознанным, чтобы оно было  направлено  к Творцу. Это  может изменить  судьбу Израиля и отвести угрозу уничтожения. Но что значит осознанное  желание, и как     устанавливается связь с Творцом?  Прежде всего, изучением Его законов  -  законов, по  которым существует все мироздание (не  тольок  наш крошечный материальный мир, духовные корни которого находятся в высших мирах и определяют все происходящее с нами), освоением методики, выводящей  человека на контакт с Творцом. И эти законы, и духовные корни нашего мира, и методика установления связи с Творцом  изучается в единственной науке, называемой Каббала.      

В течение многих столетий ее изучение было уделом  единиц,  тайных каббалистов, особых душ.  Массы не допускались к этим знаниям, окутанным легендами и мистикой.  Эти времена давно прошли. Наше поколение  не просто имеет право, но обязано начать  изучение тех самых предметов, которые раньше были тайной за семью печатями, потому что они станут основой существования и Израиля, и всего мира.

- Но к тому  же самому  давно призывают все религиозные лидеры, и ничего кроме резкого протеста и нежелания даже слышать эти слова - Тора, Творец, заповеди - они не добились. У большинства светских евреев  хватает интеллигентности и ума отказаться от атеистических и коммунистических бредней и принять , если не как безусловный, то вполне возможный факт наличия Высшего управления. Но им так задурили голову кашрутом, специальными субботними лифтами и выключателями, что если и не протест , то уж скуку эти слова - Тора, Заповедь, Творец - точно вызывают.

М.Л. Иначе и не может быть - ведь они не понимают их смысла. Об этом  писал в свое время  первый Главный раввин Израиля, каббалист А.Кук: "Я вижу, что основная причина неудачи укрепления иудаизма в Израиле в том, что пренебрегают светом  Творца, пренебрегают им и в сердце,  и в разуме. Все заняты сейчас тольок выполнением "прастэ фрумкайт" (идиш: глупо-напыщенные действия). Как будто можно выполнять заповеди "в теле", без духовного постижения".  Это относилось к людям, которые не только себя ограничили  механическим выполнением заповедей, но и другим не давали распространять духовные знания, содержащиеся в Каббале (по их   доносу британские власти закрыли каббалистическую газету, которую начал выпускать великий каббалист последнего столетия Бааль Сулам, увидевший необходимость немедленного распространения духовных     знаний среди масс).     

Человек  светский должен лишь уяснить себе разницу между набором ритуалов и духовными реалиями, которые и являются  сердцевиной и смыслом существования евреев и в которых  основа спасения Израиля (я имею в виду и вполне конкретное сегодняшнее спасение).  Те   же термины используются  в Каббале - Творец, Тора, Заповедь -  но нам необходимо полностью отречься от привычных     трактовок   и понять их иной - высший и практический - смысл: 

 в духовном мире существуют 620 законов, подобно тому, как в нашем мире  существует множество законов природы этого материального мира.  
     
Каждый из 620 законов высшего мира называется "Заповедь". Общая сила всех этих законов, двигающая высшими мирами, называется "Тора". Общий закон всей природы - как высшего, так и нашего мира - называется "Творец". Его единственная цель - привести человечество к наивысшему уровню развития. Это и есть общий закон природы.

Поскольку нахождение в этом наивысшем состоянии ощущается, как вечное и прекрасное, то общий закон, приводящий к этому, называется "Творящий добро". Это наивышее, вечное, совершенное состояние называется "Цель творения", и к ней мы вынуждены постоянно двигаться и, в конце концов, придти, независимо от того, видим ли мы эту цель и знаем ли что-то об основном законе.  

Э.С. Но разве не эти самые законы и определения изучаются в тысячах ешив по всему  Израилю, а также далеко за его пределами?

М.Л. Ничего подобного там не изучают. Все религиозное воспитание построено на укреплении традиций, на обучении  выполнению ритуалов.

Но сегодня уже не стоит вопрос о передаче традиций из поколения в поколение, как в прошлые века. Для сохранения традиционного образа жизни, для сохранения народа, необходимо было именно такое воспитание, какое и сейчас практикуется в религиозных заведениях. И оно было совершенно оправдано до возвращения народа Израиля на землю Израиля.

Но с возвращением на эту землю, необходимо понять главное: недостаточно вернуться физически. Мы обязаны возвратиться также на духовный уровень "Эрэц Исраэль" Природа - ее Высший закон, который вернул нас сюда - самыми жесткими воздействиями, через страшные страдания вынудит нас это сделать, если мы не сделаем это добровольно и осознанно (и уже сегодня вы видите, что это происходит).

  Вот чертежи, на них показано строение миров, по которым изучается распространение Высшего света по  всему мирозданию, включая наш мир . Эти структуры, от которых мы зависим самым непосредственным образом ( в том числе, здоровье и благополучие вас самих, ваших детей - не толькo Израиля, в целом) необходимо изучать всем и в религиозных школах, и в  светских - или хотя бы познакомиться с ними. 

            Каббала все равно станет главной наукой 21-го века, и  чем быстрее это произойдет, тем меньше страданий выпадет на долю нашего народа. Прошли времена бессознательной веры в Бога и ритуального служения Ему. Сегодня   мы обязаны  не просто  верить, а   знать, не уповать на Его милость, а изучать Его законы, чтобы самостоятельно управлять  мирозданием - в том числе и тем, что происходит с нами здесь и сейчас.

Когда пришло время распространения Каббалы в массах, рав Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) начал издавать каббалистическую  газету. Это было еще в  подмандатной Палестине, в 30-е годы.  Бааль Сулам, видя опасность продолжения механического выполнения ритуалов и отказа от изучения духовных законов мироздания, видя, что это ведет еврейский народ к катастрофе, не испугался противодействия религиозных кругов и начал выпускать газету по Каббале.  Изучая высшие законы мироздания, корни того, что происходит в нашем мире,  он видел, что     наступило время раскрыть тайны Каббалы.

- Просто так наступило, и все? Почему, зачем, что это за такое особое время, и кто установил сроки?

М.Л. Бааль Сулам писал, что пока народ Израиля не вернулся на свою  Землю, у него не было обязательства соответствовать ей, то есть постигать ее духовные корни и "подгонять" себя под свойства этой земли. Земля Израиля - Эрэц Исраэль -  на иврите означает следующее:  Эрэц - от слова рацон - желание,  Исра-эль - прямо к Творцу. Народ Израиля  возвращен свыше на Землю Израиля , и он  должен искать прямого контакта с Творцом, который возможен и необходим для этого народа только на этой земле. Здесь этот контакт  происходил, и здесь будет происходить вновь. Отдавая землю Израиля, мы  совершаем антидуховный, антиприродный поступок     говорю о природе духовных миров). Каббалист, находящийся одновременно в духовном мире и в нашем, видит наперед все, что будет происходить с нашим миром в зависимости от нашего влияния на    духовные корни. Поэтому, мы, каббалисты, предупреждаем, что свыше нам    дана наша земля, но мы сами должны получить эту землю, то есть соответствовать ей.

Как и весь мир, эта земля связана с высшими мирами миллионами информационных нитей, но у этой земли особое положение и состояние, отличающее ее от любой другой точки нашего материального     мира. Наша обязанность и состоит в том, чтобы понять, изучить эти особые параметры Земли Израиля (а не просто поверить в ее святость), постичь ее  духовный  внутренний  уровень. Иначе у   нас нет права   жить на Земле Израиля, так как наш внутренний и внешний уровень не уравновешены, не совпадают

- Пока мы начнем их уравновешивать и изучать духовные корни этой земли, сидя даже над самыми мудрыми книжками, нас отсюда вышвырнут и вместе с нашими книжками развеют пеплом по ветру. Не вы ли говорили, что именно это  ждет нас, если мы  не  будем сопротивляться. Вы что  имели в виду - сопротивляться  наперевес с книжкой, а не с автоматом? 

М.Л. А они должны  дополнять друг друга. Еще в период создания государства каббалист рав Кук предупреждал:"Победить мы сможем только тогда, когда призовем к себе силу, которая заложена в Каббале".

-  Но как вы можете сломать сложившийся в светском Израиле стереотип, отвергающий все,  что   хотя бы терминологически связано с религией?

М.Л. Я много раз объяснял, что Каббала - не религия, а наука. Не зря ведь она называется "Хохмат аКабала" - наука Каббала, "Хохмат аНистар" - тайная наука, "Хохмат Эмэт" - истинная наука. Что же касается трудностей, то чем безнадежнее будет положение Израиля, тем быстрее сломаются стереотипы. Хорошо бы только успеть...

- Что же изучает Каббала, чему не обучают в обычных ешивах? И почему именно это так кардинально должно изменить состояние мира?

М.Л.  Каббала изучает строение высших миров, в которых находятся корни всего, существующего и происходящего в нашем мире. Оттуда   нисходит в наш мир вся информация, вся программа , на основе которой он существует. Эту информацию, эту программу мы должны понять, чтобы правильно ею пользоваться.   Материя нашего мира зародилась как бы у подножья   последней, нижней ступени высшего мира. Затем эта материя упорядочилась по подобию четырех   уровней высшего мира и подразделилась на четыре уровня нашего мира:   неживой, растительный,  животный, человек. Неживая материя    разделилась на твердую, жидкую, газообразную, плазменную. И так далее. Эти общие вещи я перечисляю, чтобы просто показать, что все в нашем мире, как и в высших мирах, устроено по одной системе - в соответствии с пятиступенчатым нисхождением высшего света.

Все мироздание, все существующее состоит из следующих миров (сверху вниз):

- мир Бесконечности  - корень человеческой души, ее исходное место

- мир Адам Кадмон

- мир Ацилут

- мир Брия

- мир Ецира

- мир Асия

- наш мир - пребывание души в белковом теле.

Душа человека изначально находится в мире Бесконечности. Тело человека рождается в нашем мире. Душа человека нисходит из своего корня, из мира Бесконечности, через 5 миров (Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия) в наш мир и входит в тело.

Связь человека с Творцом, начиная с  нашего, низшего уровня до самого высшего, где находится сам Творец, можно уподобить ступеням духовной лестницы. Все эти ступени находятся в высших мирах. На высшей ступени -  Творец, а низшая ступень касается нашего мира. После грехопадения Адама его душа раздробилась на 600.000 отдельных душ, и они упали в самый низ духовного мира, к подножью этой лестницы.  С этого места они нисходят в наш мир и одеваются в белковые тела. Бааль Сулам описывает этот процесс в своем основном труде "Талмуд эсер асфирот" и объясняет, что душа человека до ее снисхождения в наш мир  наполнена высшим светом. Нисходя вниз, душа постепенно  опустошается от света. Окончательно она теряет весь свет при входе в наш мир. (Почему это так происходит - отдельная тема, изучающаяся в Каббале). Полностью опустошенной душе в нашем мире светит не ощущаемый нами явно свет из мира Асия. Но поскольку он не наполняет душу, а светит ей только издали, душа ощущает отсутствие этого света в себе как страдания (как личные, так и глобальные).


Свет, светящий душе из мира Асия, тянет душу к себе, вынуждая ее вернуться к своему корню.
   Человек должен стремиться к тому, чтобы скорость его возвращения к корню была больше, чем эта  вынуждающая сила света. Если человек будет стремиться вернуться к  корню своей души (в этом мире, до ухода из него),он ни в чем не будет ощущать страданий: ни болезней, ни страхов, ни неприятностей, ни войн…

   Каббала дает методику наполнения души светом и потому является единственным средством получения этого света. В мере занятия человека Каббалой свет из высшего мира светит душе. Но человек может прожить свою земную жизнь и не ощутить, что у него есть душа - частица от чего-то духовного. Душа проходит в теле определенные этапы развития, причем  не за одну жизнь, а за множество, "переодеваясь" в различные тела (в процессе "гильгулим"), но на каком-то этапе она неизбежно и остро почувствует отсутствие высшего света.            

   Почему каббалисты считают обязательным для каждого человека, независимо от возраста, пола и пр. знакомство с Каббалой? Потому что в изучении Каббалы есть великая сила, о которой желательно знать всем: изучающий Каббалу, даже если он не сразу понимает все, что изучает, одним только своим желанием понять возбуждает на себя воздействие высшего света. Человек обязан в каком-либо из кругооборотов достичь наполнения своей души.

Поскольку изначально душа человека находится в мире Бесконечности  и  прежде, чем войти в белковое  тело  в нашем мире, проходит через пять высших миров (Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия), постольку человек находится в непосредственной зависимости от всех элементов и свойств этой системы. Я надеюсь, что отсюда естественым образом становится понятно, что эту систему надо изучить, чтобы функционировать в соответствии с ее законами, а не идти вслепую, получая удары за ударами. Основной закон этой системы "Добро, творящее добро" действует независимо от того, знаем мы его или нет.  Хотим мы или не хотим, мы вынуждены его выполнять. Нарушения ведут к несчастьям и трагедиям - личным и глобальным. Оттого, что нас немедленно не хватают за руку, когда мы его нарушаем, он не отменяется. А как и когда он срабатывает, мы сможем понять, лишь изучив тот материал, который дает  нам Каббала. И если мы не воспользуемся этим знанием, нас - евреев - в первую очередь, а вслед за нами и всех остальных, ждут катастрофы, и не когда-нибудь в будущем, а в самое ближайшее время.        

- Но к сожалению, еврейские массы сосредоточены сегодня совершенно на других проблемах...

М.Л. Мы не справляемся сегодня с нашей главной проблемой - выживанием Израиля. Каббала дает точное объяснение причин нашего нынешнего состояния и указывает, как из него выйти.

- Попытайтесь это объяснить так, чтобы те, кто никогда не держал в руках каббалистических книг, поняли, что там действительно содержится ценная практическая информация.

М.Л. Я только этим и занимаюсь в последнее время. Но тому, кто хочет всерьез это понять и попытаться способствовать спасению Израиля, все-таки придется взять в руки книги. Почему для евреев знакомство с Каббалой  сегодня вопрос существования, объясняется в книге "Зоар": "Знай, что во всем есть внутреннее и наружное. Израиль относится к внутренней части мира, а остальные народы считаются его наружной частью. Сам Израиль тоже делится на внутренюю часть - тех, кто работает над постижением высших миров и Творца, и наружную часть - всех остальных. То же самое касается народов мира - они делятся на внутреннюю часть - праведники народов мира и наружную - враждебную по отношению к Израилю".
Я привел лишь небольшой отрывок, но уже из него следует простая зависимость: усиливая внутреннюю (духовную, а не ритуальную) часть Израиля, мы усиливаем внутреннюю часть народов мира. Ослабляя свою внутреннюю часть, мы усиливаем враждебные нам силы. И более того, не желающий получить знание о высших мирах, своим бездействием приводит к тому, что внешняя часть народов мира усиливается, то есть берут верх наихудшие их представители, наибольшие враги и ненавистники. И это приводит к разрушениям и войнам во всем мире. Все сказанное выше не означает, что все обязаны немедленно  погрузиться в систематическое изучение Каббалы: достаточно преодолеть внутренний барьер и начать просто интересоваться этой наукой
. И таких возможностей сегодня более, чем достаточно: по всей стране работают бесплатные курсы, на нашем сайте в интернете публикуются интереснейшие материалы, ко мне через интернет обращаются тысячи людей из разных стран (адрес:http://www.kabbalah.info). Познакомившись с этими материалами, вы начнете понимать все, что произошло и происходит не только на нашей земле, но и во всей Вселенной, потому что увидите высшие корни, из которых рождается вся реальность нашего мира. Поверьте, буквально через несколько дней вы почувствуете прилив сил, состояние уверенности, которого не было раньше. Вы словно, подключаетесь к новому источнику силы, который начинает заряжать вас. И это моментально начнут чувствовать враги. И отступят, понимая подсознательно, что с такой силой они не могут справиться.И более того, наши враги - это ведь силы Творца, вынуждающие нас вернуться в нашей миссии - немедленно из противников станут помощниками. Именно это имелось в виду в пророчестве о том, что народы на своих плечах принесут сынов Израиля строить Третий Храм.

   Но до тех пор, пока мы бездействуем - от неверия или от лени - мы приводим в действие все нечистые силы, которые обрушиваются на нас. В поколении, которое пренебрегает внутренней работой, все разрушители народов мира поднимают головы, желая уничтожения Израиля. Мы уже видели, как это происходит, и сегодня мы наблюдаем один из пиков этого процесса. Так не кажется ли вам, что сосредоточенность на "других проблемах" становится просто бессмыссленной. Ну, пососредотачиваемся мы еще годик-два  на    проблемах безработицы или курса доллара, а потом эти проблемы рассосутся сами собой за отсутствием тех, кого они так беспокоят сегодня. Тот же рав Кук предупреждал своих современников: "Все великие каббалисты кричат в один голос о том, что не занимаясь Каббалой, мы тем самым разрушаем мир. (рав А. Кук "Игрот" 2, 231)

    - Все это звучит устрашающе, и все равно трудно поверить, что евреи массово могут засесть за Каббалу.

М.Л. Послушайте, но сегодня каждый школьник сидит ночами, готовясь к экзамену по психометрии. Зачем? Правильно: чтобы обеспечить себе комфортабельное будущее. Уверяю вас, что занятия Каббалой не тольок необходимы, чтобы у нас было хоть какое-то будущее, но они в тысячу раз увлекательнее, чем подготовка к психометрии.

- Чем же вы тогда объясните недостаточный интерес к столь важному предмету?

М.Л. Исключительно душевной ленью. Мир создан так, чтобы человек им управлял, а среднему еврею лень даже своей собственной судьбой управлять. Русское "авось" мы усвоили основательно. Человек может и должен правильно влиять  своими мыслями на все происходящее в мире (о силе мысли уже достаточно сказано и обычными учеными). Но этому надо учиться. Не научимся - нами будут управлять самые разрушительные силы.     

Сегодня никто не может оправдаться тем, что у него нет информации. Я, занимаясь в конце 60-х годов биокибернетикой и сидя в лаборатории ленинградской Военно-медицинской академии, пытался докопаться до тайны жизни, поймать "последнюю истину" за хвост, я мучился от того, что она никак не давалась, и у меня не было никакой информации о том, где ее искать. Я предполагал, что человеческий мозг - ключ к этой тайне. Я рвался к этой тайне, а истина ускользала, но не отпускала меня. Я понял, что вот я могу сейчас посвятить свою жизнь еще какой-то мелкой частности в функционировании человеческого мозга, стану почтенным профессором, а жизнь пройдет,  и я все равно не успею добраться  до истины. Я решил, что должен быть какой-то другой путь, мне говорили верующие люди, что в какой-то другой вечной жизни я узнаю истину. Но я требовал, чтобы  мне в этой жизни  дали эту возможность. Я верил, что такая возможность должна быть. И я не ошибся.

     Есть другая субстанция - не мозг, а душа, которая должна развиваться и постигать эту истину. Прошло время, когда можно было с ленцой говорить себе в преклонном возрасте: "Пора подумать о душе." О ней надо подумать и в тринадцать лет, и в семнадцать, и в двадцать пять,  и в сорок. Мы знаем сегодня достаточно много, чтобы понять, что существуют такие параметры нашей реальности, которые не улавливаются нашими пятью органами чувств, и научного аппарата тоже недостаточно, чтобы их объяснить. Да что далеко ходить: вы можете объяснить, как ваша собака узнает, что вы приближаетесь к дому еще за квартал? Она вас не видит и не слышит, и учуять носом она вас не может, потому что квартал провонял выхлопными газами. Но она знает о вашем приближении. А это ведь речь идет о самых примитивных животных явлениях, и даже их вы не можете  просчитать: с какого расстояния она узнает о вашем приближении, как это расстояние меняется в зависимости от погоды, от ее или вашего возраста, роста, состояния, настроения и т.д. и т.п. Ко мне приходят лечиться, просят наладить семейные отношения, решить финансовые проблемы. Почему этим людям лень поинтересоваться, как я это делаю, почему я могу, а они нет? Ведь это же такие естественные вопросы.  В самом начале 20-го века на специальном заседании   датской Академии наук, посвященном развитию науки в предыдущем столетии,  известный физик Резерфорд в своем докладе самоуверенно заявил, что физика построила практически полную картину мира. Есть лишь два маленьких облачка, слегка омрачающих научный небосклон: странная независимость скорости света от его источника, да временные трудности с обнаружением эфира - среды, в которой распространяется свет.

   Сегодня мы уже хорошо знаем, что стало с этими "облачками" - одно из них превратилось в теорию относительности, а второе - в квантовую теорию, которые просто перевернули все знания и представления строении мира. Сегодня начало 21-го века - мы получили от ученых ответы на наши главные вопросы? Ничего подобного. Вопросов стало еще больше, даже применительно к нашему материальному миру, не говря о том, что находится за его пределами. Но великий каббалист РАМБАМ еще в 11 веке писал, что духовные миры находятся за пределами скорости света, а наш мир - в пределах скорости света.

И вот  я предлагаю: откройте книги, вы найдете там ответы - не сразу, но уже сам процесс поиска и изучения облегчит вашу жизнь и даст невероятные захватывающие впечатления!

- ВЫ не просто открыли книги по Каббале, вы учились у знаменитого каббалиста, который показывал вам весь этот процесс, вел, как вы сами говорили, за руку.

- Да, мне повезло, я учился у рава Баруха Ашлага,  который давал мне столько информации и столько сил освоить эту информацию, что помощь эту невозможно переоценить.  Но прежде чем мне повезло, я искал и прикладывал собственные усилия. Я требовал этой информации. Требуйте и вы. Мы поможем любому, кто захочет, кто потребует. Бейт-мидраш - это место, где учатся требовать (лидрош) раскрытия Творца и всех законов мироздания. И требовать должны многие.

Ушло  время каббалистов, сидевших в углу и занимавшихся  с избранными  единицами.То  были особые души, сделавшие особые  исправления в мире. Большое исправление в мире сделал Бааль Шем Тов. Тогда даже массы смогли почувствовать чуть больше духовного в мире, и временно   стало легче  постичь высшие миры  тем, кто к этому стремился.    Для того, чтобы выбрать достойных учеников в свою группу, Бааль Шем Тов учредил "адморут" - такое деление еврейского общества, когда  каждая группа-община  имеет своего духовного предводителя-каббалиста. Эти предводители "адморы" выбирали достойных изучать Каббалу в свои "хедеры" (комнаты), и в них растили будущие поколения каббалистов, которые постигая  строение и   законы высших миров, могли быть настоящими духовными лидерами еврейских  общин.  После же ухода Бааль Шем Това наш мир находится в духовном падении, всегда, кстати, предшествующем будущему подъему.

- После  ухода Бааль Шем Това еврейский народ пережил кровавые погромы, революции и Катастрофу! Они что - не справились - адморы Бааль Шем Това?

М.Л. Я не хочу это обсуждать. Я хочу говорить о том, с чем мы сегодня не справляемся. Каббалой, которая    является нашим реальным оружием против  тех, кто хочет нас    уничтожить, все еще занимается далеко недостаточное количество евреев. А это значит, что как написано в книге "Зоар", ослабевает наша внутренняя часть и усиливается внешеняя часть народов мира - то есть наши непосредственные враги.

Если до 10% евреев почувствуют необходимость по несколько часов в неделю отдавать изучению Каббалы и ее распространению, а еще 50-70% будут понимать важность этой работы, важность освоения методики влияния на высшее управление, это изменит духовную расстановку сил во всем мире, и мы немедленно это почувствуем.

 - Вы говорите об исправлении мира с помощью каббалистов и о Каббале как об оружии в борьбе Израиля с теми, кто  хочет нас уничтожить.   Антисемиты тоже писали о тайном еврейском оружии и о наличии каких-то сверхестественных сил у еврейских (сионских) мудрецов. Так все-таки они    были не далеки от истины - такие сверхестественные силы есть?

- М.Л. Конечно, есть. А как   мог выжить,  по-вашему, еврейский народ, пройдя все, что он прошел? В соответствии с какой-нибудь исторической закономерностью? Эти силы есть, но их "сверхестественность" мы можем постичь,  и я предлагаю ими воспользоваться сегодня, когда речь идет о новой попытке нас уничтожить. Антисемиты, "разоблачавшие" тайное еврейское оружие, слышали звон, не зная где он. Силы  каббалистов были направлены исключительно  на   исправление нашего народа. Народы мира могут попасть под их влияние   тольок после нас. Но для того, чтобы сегодня спасти Израиль недостаточно     сил одних каббалистов, а также ЦАХАЛа, необходима поддержка масс, но для этого    массы должны понимать, хотя бы на начальном уровне, что это за силы, каков их источник. Это не алхимия и не магия: чтобы эти силы призвать на помощь, надо получить о них представление, и на это сегодня способен почти любой человек.  Каббала для того и открывается сейчас всем евреям - чтобы дать им важнейшую информацию о нашем настоящем и будущем.Потому что только с ее помощью мы можем спасти Израиль.

На главную страницу  

 

Hosted by uCoz