"Вести", 12.7.2001
CУДЬБА ИЗРАИЛЯ
Эмма Сотникова
В какой-то статье о Катастрофе мне попался короткий диалог: "Где был ваш Бог, когда евреев загоняли в газовые камеры?" - "Стоял в дверях и плакал", - последовал ответ".
Я процитировала этот диалог ученому - каббалисту Михаэлю Лайтману.
- Красивые слова. И совершенно бессмысленные, если не понимать цели мироздания, - сказал он.
- Но кровь погибших у дискотеки "Дольфи" детей и наша боль, независимо от цели мироздания, требуют если не утешения - оно невозможно, но объяснения, но оправдания!
- Насчет утешения - это не ко мне. Я ничего не скажу вам ни про эту кровь, ни про эти страдания, хотя скорблю не менее вас, но другой скорбью. Ваше горе я разделить с вами не могу. А если вы хотите понять, почему и что происходит сейчас в Израиле, как мы должны к этому относиться и что должны делать, это я могу объяснить. Мы - наш мир - находимся в самой низине мироздания. Сюда Творец спустил нас, чтобы в соответствии с Его замыслом мы сами, самостоятельно поднялись до самой его вершины. Мы должны стать равными Творцу в вечности, совершенстве, наполнении покоем и знанием. Для этого мы должны преодолеть все 125 ступеней духовной лестницы, поднимающейся от нашего мира до самого Творца. Эта лестница состоит из пяти миров, в каждом из которых есть пять "парцуфим" (духовных объектов), каждый из которых состоит из пяти сфирот, - итого 125 сфирот, свойств, ступеней.
- То, что вы объясняете, - чисто академическая информация. Что нам с ней делать? Какое отношение она имеет к катастрофам нашего мира, к пятнам крови на асфальте? И почему мы должны платить за то, что по замыслу Творца оказались "в самой низине мироздания"?
- С такими вопросами и претензиями мы никуда не сдвинемся в нашей беседе. Когда вы изучите и поймете законы мироздания, когда вы научитесь видеть за пределами нашего крошечного материального мира природу духовных миров, тогда вы получите ответ. Вы ведь сегодня не спрашиваете меня, почему человек разбивается насмерть, прыгая с седьмого этажа, или тонет в воде, если не умеет плавать. Это вам кажется нормальным, потому что вы усвоили несколько физических законов и не имеете по этому поводу никаких претензий. Но с конца XX века по графику развития творения вы и все наши современники уже обязаны изучить и законы духовных миров - столь же неотменимые, сколь и физические законы нашего мира, - и усвоить их так же, как закон земного притяжения, чтобы не иметь к ним претензий. Мы сильно опаздываем (в первую очередь евреи) в освоении духовных законов, нарушаем их, пребывая в невежестве, и возмущаемся, когда тонем, разбиваемся и горим. Посмотрите на график развития творения, его исправления, избавления, и вы увидите, что все процессы предусмотрены и даты определены. Раньше эта информация была скрыта от людей, ею владели избранные единицы. Сегодня она открыта.
Все наши души являются частями одной души, называемой Адам. Эта душа - творение - единственное, что создал Творец. По Его замыслу - замыслу творения, душа после ее создания должна отдалиться от Творца настолько, чтобы ощутить всю горечь, униженность, ничтожность, несовершенство, зыбкость такого состояния (противоположного Творцу), чтобы всеми своими силами захотеть уподобиться Творцу, захотеть вернуться, подняться к Нему. Смысл этого нисхождения от Творца и восхождения к Нему в том, чтобы в творении, в душе, появилось свое личное стремление стать подобной Творцу. В таком случае, возвратившись к Творцу своим стремлением, душа ощущает бесконечно большее наслаждение, вечность, высшее знание, покой, совершенство, чем то, которое она ощущала в своем первоначальном состоянии.
Подъем души из нашего мира к Творцу происходит последовательно, по указанным 125 ступеням, по мере приобретения ею свойств Творца. Это возвращение души к Творцу должно происходить во время жизни человека в нашем мире, а не после смерти, как об этом красиво пишут поэты.
Наинизшая ступень этой лестницы - абсолютное Зло. Наивысшая ее ступень - абсолютное Добро. Все промежуточные ступени - относительная победа Добра над Злом. И весь путь по лестнице, ведущей вверх, осуществляется в непрерывной борьбе человека со Злом внутри себя, со своей эгоистической природой. Если человек вникнет в общую схему мироздания, он поймет, что вся его жизнь - непрерывная борьба со своим внутренним Злом, постепенное его вытеснение и замена в душе на свойства Творца - Добро. И до тех пор, пока все Зло не будет замещено Добром, борьба неизбежна. Более того, чем активнее Добро вытесняет и побеждает Зло, тем интенсивнее, беспощаднее проявления Зла. А причина в том, что чем выше по лестнице поднимается душа, тем более противоположные и более мощные силы Добра и Зла противоборствуют друг с другом. Душа находится между двумя силами, и это - не литературная метафора. Противоборство сил добра и зла - это перманентное состояние души на ее пути к цели творения.
- И вечный бой?..
- Разумеется. Из-за непонимания постоянного противодействия Добра и Зла и перманентной войны между ними, из-за нежелания видеть это возникает надежда на то, что здесь, на земле, возможно достижение мира в любой момент - стоит только захотеть и попытаться договориться. Никогда за всю свою историю человечество не существовало без войн, столкновений, противостояний, оно или готовилось к войне, или залечивало послевоенные раны. Это факт. Как факт и то, что если где-то идет война, ищите там евреев. В скрытом или явном виде. В скрытом - поскольку исчезли из нашего поля зрения десяток колен. И, выяснив причины войны, мы скорее всего обнаружим там своих явных или скрытых соотечественников. И так будет до самого конца, то есть до состояния полного исправления Зла и замещения его Добром.
- Какую безнадежную перспективу вы рисуете!
- Но именно этот процесс приведет нас к совершенству, к вечности, к покою - то есть к цели творения.
- Но мы-то не увидим завершения этого процесса.
- Кто вам сказал? Еще раз посмотрите на график избавления. В течение тысячелетий человечество продвигалось к цели творения неосознанно. С последнего десятилетия XX века начался осознанный подъем душ, как и было предсказано в книге "Зоар", в трудах АРИ, Виленского Гаона, Бааль Сулама - всех великих каббалистов. Мы - первое поколение, которое уже обязано начать осознанный процесс исправления, а мы об этом до сих пор даже не удосужились прочитать, хоть что-то узнать и понять. Поэтому - бездыханные девочки и мальчики, поэтому - пятна крови на асфальте и море слез.
- А как мы можем участвовать в этом процессе сознательно, если все предопределено и график расписан?
- Единственным способом - изучить этот график и сознательно включиться в процесс, поняв, что законы мира незыблемы. Человек должен уяснить, что только от него зависит скорость и мера исправления (именно в этом у него есть свобода воли), что на исправление отведено определенное время и если человек опаздывает, то природа подгоняет его трагическими событиями, демонстрируя ему его неисправленное состояние, которое он обязан начать исправлять. То есть страдания, трагедии и катастрофы, через которые мы проходим, - это следствие неисправленных свойств - неисправленных вовремя и нашими собственными усилиями.
Теракты и войны, взрывы и трагедии будут продолжаться, пока мы не начнем внутреннюю войну со Злом в духовном мире, будучи полностью готовыми к внешней войне в этом мире. Это - внутренняя работа по исправлению своей природы, своего эго, работа по вычленению Зла в себе и его преодолению. Ни один психолог или психиатр не владеет методикой этой работы. И как почти все основные законы этого мира открыты евреями (это предопределено нашей миссией), так и эта методика развития и исправления души разработана еврейскими мудрецами-каббалистами. И мы уже давно должны были приступить к ее освоению.
В 30-е годы, накануне Второй мировой войны, великий каббалист XX века Бааль Сулам призывал к этому евреев. Они не услышали...
Мы обязаны начать управлять нашим исправлением, начать управлять мирозданием. А об окончании войны пока можно просто забыть и не мечтать.
- Вы лишаете нас всякой надежды на мир, всякого утешения, в то время как все религии призывают к миру.
- Я стремлюсь показать реальную картину взаимодействия сил Добра и Зла, пытаюсь показать расчет, по которому происходят взрывы и начинаются войны, я пишу не для утешения, а для знания, вооружившись которым можно бороться со Злом.
Если мы исправляемся, идем к постижению духовных миров в темпе, заложенном в плане нашего развития, в темпе, в котором мы можем идти соответственно нашим внутренним задаткам и в соответствии с внешними условиями, создающимися Высшим Управлением специально для нашего исправления, то мы начнем постепенно ощущать все больший комфорт, просветление, покой.
Поэтому в наших группах занимаются изучением методики исправления души, а не успокоительным чтением Псалмов. Все религии говорят о страданиях здесь и вознаграждении "там". Каббала ни в коем случае не говорит о том, что наши трагедии - это плата за вход в райский сад. Наши трагедии - это не расплата, а следствие не исправленного вовремя какого-то духовного свойства. Трагедии будут продолжаться, пока мы эти свойства не исправим. Простая аналогия: если у меня неисправна машина, я буду мучиться от постоянных поломок, пока ее не отремонтирую. А если я запаздываю с ремонтом, то неисправности накапливаются и приводят к авариям и катастрофам.
- То есть вы хотите сказать, что Творец поставил такую цель, которая предусматривает страдания Его творений? Как можно оправдать такой путь и такую цель?
- Только увидев ее в целом. А пока не видите, вы,.разумеется, не можете ее оправдать и ничего не можете изменить: так и будете стоять над этой или другой плачущей девочкой. Изменить что-то вы можете, только изучив Его пути, - тогда вы оправдаете и Творца, и Его цель. А до этого, несмотря на любые красивые фразы, вы его будете проклинать. И каждый мыслящий человек, узнав, что сегодня у него есть возможность проследить не только пути планет, комет, атомов или человеческих генов, но и пути, законы и цель Творца, должен хотя бы проявить интерес к этой важнейшей области знания. Я понимаю, что люди ленивы и нелюбопытны, но сегодня от этой лени проистекает множество трагедий. Ведь до тех пор, пока Цель не достигнута, мы, находящиеся в этом мире, должны воевать и на духовном, и на земном уровнях. Одно не должно противоречить другому.
Мы изучаем гораздо менее необходимые науки, от которых не зависит наша жизнь и смерть, наше вечное состояние после смерти. Так почему же мы позволяем себе пренебрегать столь важным знанием?
Система мироздания изначально состоит из двух противоположностей. Поэтому война - покорение Зла Добром - обязательна: как внутренняя, духовная, так и земная. Пример для нас - вся жизнь царя Давида, который стал прообразом нашего царства, нашей государственности: он 40 лет воевал и 40 лет писал Теилим (Псалмы). Это пример того, как должен вести себя человек в этом мире - в непрерывной борьбе с внутренними и внешними своими врагами.
Ни в коем случае нельзя забывать о том, что война неизбежна и постоянна до окончания общего исправления и на духовном, и на физическом уровнях. Ни в коем случае нельзя обманывать себя, будто земную войну можно отменить земными соглашениями, уступками, молитвами, любыми иными действиями, - это можно сделать только работой по исправлению нашей души.
Земную войну нельзя отменить даже разгромом земного противника, даже победоносными войнами, какие были у нас за краткую 50-летнюю историю государства. Потому что исправления (уничтожение Зла, соединение с Добром, сближение с Творцом) совершаются в высшем мире, и прекращение войн в нашем мире - не более чем следствие слияния с Творцом, которого можно достичь только с помощью изучения Каббалы.
Мы должны уничтожать своих врагов, подобно царю Давиду, вплоть до границ его завоеваний, называемых "Кибуш Давид", которые включали в себя Землю Израиля в ее естественных границах, включая часть Сирии и Иордании.
- А что такое "естественные границы" Израиля?
- Естественными границами Израиля называются такие границы в нашем мире, на которые нисходит высшая сила, соответствующая духовной Эрец-Исраэль. Дело в том, что на каждую часть земного шара нисходит из высшего мира своя сила. Поэтому "меняя место - меняешь судьбу": живущие в одном месте имеют похожее строение тела, черты лица, характер, а при перемене на много лет местожительства изменяются в людях их внешние и внутренние признаки.
В духовном мире есть 70 сил, которые нисходят в наш мир и образуют 70 народов, каждый на своей территории. Сегодня в нашем мире все перепутано, но из высшего мира по-прежнему нисходит 70 сил, и каждая из них действует на исконную территорию каждого народа. Поэтому, видя из высшего мира нисходящие вниз силы, можно точно указать границы Израиля.
Но не это главное. Речь ведь идет в первую очередь об исправлении творения. Пока оно не будет исправлено, войны не прекратятся - ни духовные, ни земные. Поэтому ни в каком случае нельзя ослаблять армию и не следует молчать, позволяя врагам делать все, что им вздумается.
И наоборот: понимая, что война может быть только до победного конца, что не существует соглашения со Злом (согласно плану творения), необходимо духовно атаковать Зло, упреждая его как снаружи, так и изнутри.
Мы должны исправлять внутреннее Зло посредством того, что захватываем его, разрушаем и строим на нем здание Добра. То же самое надо делать во внешнем мире, потому что наше время - это уже преддверие окончательного исправления и явления Машиаха.
Поэтому, как сказано в книге "Зоар", только изучая ее, можно влиять на высшие силы, победить Зло и спасти себя и весь мир от грядущих катастроф.
- Я знаю очень многих занимающихся Каббалой, изучающих книгу "Зоар", да и раньше их было, наверное, немало. Но результатов что-то не видно...
- Результат - это итог исправления. Оно не может быть достигнуто только трудом одиночек. Вспомните пророков, их обращения ко всему народу. Нам необходимо массово, как в школах, начать изучать Каббалу. Это вовсе не означает, что все должны стать каббалистами и познавать глубины тайного учения. Необходимо приобщение народа и понимание основных законов развития и исправления души, изложенных в Каббале. Таково требование нашего времени. Время одиночек - мудрецов-каббалистов - миновало.
- Уже сегодня мы видим, что возвращение из изгнания оборачивается новым изгнанием - бегством от страха. Люди не хотят жить по вашему сценарию "вечного боя", блоковских романтиков остается все меньше и меньше.
- Действительно, многие хотят уехать из Израиля. И многие уедут. И они накапливают этим дополнительное зло на своем личном духовном счету. Они не услышат взрывов около своего дома, но через десяток лет они станут жертвами еще больших катастроф. Все предопределено, и никто не уйдет от своей судьбы. И никто не убежит от своей миссии, как не смог скрыться от нее пророк Иона. Расчеты с каждой душой совершаются в высшем мире в соответствии с кругооборотами, с путем каждой души и ее заранее заданным конечным состоянием. Пока вы не изучите эти пути, мои слова будут казаться пустыми заклинаниями.
Знание Каббалы позволяет человеку не прятаться от земной войны, а управлять ею духовно, в полном сознании и с уверенностью в том, что мы победим в этой войне.
Духовный свет не снизойдет на нас неожиданным изобилием, а постепенно должен быть завоеван нами в сознательной борьбе - как в частной войне каждого, так и в нашей общей, народной.
С помощью Каббалы мы приобретаем контроль над ходом событий и сами сознательно ведем войну за освобождение места для Творца. Не стоит обманываться, что мир - вот он, на подходе. Противоборство двух сил вынужденное, и именно мы, евреи, определяем течение процесса.
В этой стране за годы существования государства было много войн. Есть войны, которые вообще не ощущаются. Если заранее знаешь о необходимости войны, понимаешь ее высшую цель и моральную основу, то побеждаешь противника настолько эффективно, бескровно, что война проходит практически не замеченной. Сказано Творцом: "Я пойду с вами в ваших войнах и буду воевать среди вас и в стане вашем, и на поле битвы". Потому что это война Творца! Видение того, как она проходит в высшем мире и достигает вечной цели, позволяет человеку совершенно не ощущать саму войну в этом мире.
- Но мы-то ощущаем, и очень болезненно, войну именно в этом мире. Если можно перевести ее на уровень духовной борьбы со Злом, почему же этого не происходит, почему мы этого даже не видим?
- Сокрытие и темнота, в которых мы существуем, наше незнание будущего и бессилие являются следствием нашего духовного состояния. Изменить его мы можем, только изучая Каббалу, книгу "Зоар". А если мы не прикладываем сознательных усилий для установления связи с Творцом, выхода в высший мир, то обстоятельства вынуждают нас обращаться к Нему, устанавливать контакт с Ним.
- Но вы же сами говорили, что в духовном нет насилия и человека нельзя заставить заинтресоваться структурой мироздания и Божественным управлением, которые изучает Каббала.
- Да, невозможно заставить заниматься Каббалой, пока человек еще не ощущает беды. Жизнь вынудит человека развиваться, и я полагаю, что еще год-два, и люди увидят, ощутят, в каком направлении необходимо двигаться. В любом случае, время работает на нас... Если до десяти процентов евреев почувствуют необходимость по нескольку часов в неделю изучать Каббалу, а еще 50-70 процентов будут понимать важность этой работы, важность освоения методики влияния на высшее управление, это изменит духовную расстановку сил, приведет к приходу Машиаха.
Из поколения в поколение, из кругооборота в кругооборот, душа нисходит в этот мир, облачается в тело и ведет с телом войну.
После того как душа проходит определенное количество кругооборотов этой неосознанной борьбы, она восходит на новый этап исправления - сознательный. Для его максимально быстрого и безболезненного прохождения каббалисты и разработали специальную методику. Каббалу не случайно называют математикой души, и изучение ее необходимо именно на последнем - сознательном - этапе исправления.
Каббалисты прошлых веков писали, что этот этап должен начаться с нашего возвращения из последнего, четвертого изгнания, а точнее, как указывал в XVI веке Виленский Гаон, с 1990 года. А рабби Йегуда Ашлаг (Бааль Сулам) указывал на 1995 год. Так или иначе, но этот процесс начался, и мы видим, что тайное еврейское учение, бывшее в течение веков за семью печатями, - учение об осознанном личном исправлении, - становится необходимым все большему количеству людей.
Бааль Сулам пишет, что изучение Каббалы меняет баланс между темными и светлыми силами, в результате чего и в этом мире происходят соответствующие изменения. Этот баланс сил не говорит о том, что нет войны. Война до конца исправления неизбежна. Но она не обязательно должна приводить к гибели миллионов. Война - это противостояние сил. И она не прекратится до Конечного Исправления, но мы уже находимся на последней его стадии.
- На что же мы можем повлиять, если война неизбежна и, более того, она является перманентным состоянием и духовных миров, и нашего мира?
- Изучая Каббалу, мы можем влиять на баланс сил Добра и Зла настолько эффективно, вызывать такие изменения в системе управления, что просто не будем ощущать войну, сопротивление Зла.
Что такое сегодняшнее противостояние евреев и арабов? Каббалистическое объяснение противостояния гоев и евреев основано на анализе строения общей души-творения. Ее наружная часть соответствует гоям, а внутренняя - это евреи (от слова "эвер" - перешедшие границу этого мира и вошедшие в мир духовный), или Исраэль (в переводе - "прямо к Творцу"). В душе постоянно происходит борьба наружной -(материальной, эгоистической) части - "гоев" с внутренней - "евреями". Арабы, которые воюют против евреев, - это я сам, мои свойства, моя природа, которую я должен победить в себе, одновременно побеждая реальных арабов. Евреями в полном смысле этого слова мы станем только когда победим гоев в себе, то есть будем исправлены.
Это не наше сегодняшнее состояние - это состояние будущего. Если бы мы сегодня были исправлены, то не должны были бы воевать.
В неисправленном состоянии невозможно себе представить, что силы Зла можно использовать для службы Добру, для слияния с Творцом. А ведь для этого достаточно только изменить намерение их применения.
Такой парадокс можно сравнить с тем, что когда у человека происходят личные трагедии, он слышать не может о высшем, о Творце. Ведь именно оттуда нисходят его страдания. И в то же время именно горе, страдания обращают людей к мыслям о высшем. От этого парадокса никуда не деться.
- После 1 июня я столкнулась именно с этим парадоксом: группа подростков сидела "шиву" в доме, в котором погибли две девочки - две сестры. Мы с оператором телевидения записывали интервью с ними для телевизионной программы, и вдруг я, неожиданно для себя самой, задала вроде бы совершенно неуместный вопрос: верите ли вы в Бога? Признаться, ожидала недоуменной реакции, если не резко агрессивной. Но все восемь человек мгновенно ответили мне: "Да, конечно, верим". "А как можно пережить все это и жить дальше, если не верить в Бога", - добавил один пятнадцатилетний подросток с серьгой в ухе...
- Взрослый, развитой человек использует для выводов опыт всех прошлых поколений. Простой люд закрывает глаза, переживая лишь сиюминутную, свою личную боль. Ни о каких трагедиях прошлого он не желает вспоминать. Поэтому не количество страданий определяет результат прозрения, а внутреннее (духовное) возмужание.
Возникает иллюзия, будто путь страданий - это путь в духовный мир. Это - не путь. Это - время накопления страданий до их порогового количества, когда включается необходимость осознания их причины. Война же неизбежна и будет продолжаться до полного исправления мира. Но, изучая Каббалу, мы смягчаем ход войны и уменьшаем страдания, а то и полностью переносим ее на духовный уровень.
Но пока основная масса нашего народа не осознает, что помимо внешней войны идет процесс внутренней войны, страдания будут лишь усиливаться.
А пока что мы смотрим на наше тело (страдающее или наслаждающееся) как на главное и единственное свое достояние, потому что не ощущаем души. Мы считаем, что мы - это наше тело (разум, интеллект включен в это понятие), и только с ним мы себя идентифицируем.
- Конечно, мы - это наше тело и интеллект! Ведь все остальное скрыто от нас, как же мы можем оперировать другими понятиями, не данными нам в ощущение?
- Сегодня у нас есть уже достаточно оснований, чтобы понять: наше тело, его жизнь - это некий незначительный, сиюминутный фрагмент относительно высшего, вечного. Но мы настолько привязаны к телу, что не можем думать о душе. Каббала дана для того, чтобы поднять человека над материальным миром, помочь ему в исправлении, наполнении своей души и установлении контакта с Творцом.
По плану Творца обстоятельства приведут нас к необходимости осознать, что в нас есть нечто кроме тела - душа и что она - главое. Это нечто - огромное, вечное, но пустое. И сейчас эту пустоту и вечность человек должен начать открывать и заполнять. Открытие души - огромной пустоты - занимает тысячи лет, и мы сейчас вступили в последнюю фазу этого открытия.
**********************************************************************************************
"Новости недели", 12.7.2001
У человека в процессе занятий Каббалой (а среди постоянных читателей нашей рубрики таких уже немало) возникают не только теоретические вопросы,но и проблемы, связанные с изменениями в подходе к окружающей реальности, к отношениям между людьми, к вере, к Творцу. Для разъяснении и уточнений направления в занятиях они обращаются к раву Лайтману, поэтому в некоторых из наших публикаций мы предоставляем большую часть газетной площади для такого рода обращений.
Уважаемый рав Лайтман!Я понял одну очень важную вещь и хотел бы проверить, насколько мое ощущение правильно. Буду очень благодарен, если Вы ответите (может быть, мой вопрос не для газеты, тогда если можно, лично) Поднимаясь на одну ступень в духовном мире, человек опускается на одну ступень в физическом мире - мире эгоизма. Происходит увеличение духовных ощущений и уменьшение физической эго-чувствительности. Духовные силы человека становятся строительным материалом из которого создается махсом. Увеличение духовного потенциала передается для увеличения величины экрана. 26 -это число Создателя. Вчера было 26-е число, когда я это почувствовал. Прошу Вас, ответьте: это ошибочное или правильное ощущение? Спасибо, Михаил П. Нетания
Рав Лайтман: Нет никакой связи 26-го числа в нашем мире с гематрией 26 имени Творца. Поднимаясь на одну ступень, человек использует свое нисхождение на одну ступень в более тяжелые эгоистические желания, но это нисхождение, как и восхождение, соответственно по левой и правой линиям - оба они находятся в духовном, а не в нашем мире. Никаких изменений в физической чувствительности не происходит, просто потому, что эти два мира не стыкуются. Продолжайте серьезно заниматься, и истина прояснится Вам.
Рав Лайтман, я поняла, занимаясь Каббалой, что Творец хочет дать нам, творениям, наслаждения, поэтому дает нам страдания. Да не хочу я Его наслаждений! Пусть оставит меня в покое и заберет назад свои страдания! Творец нас любит? И поэтому принуждает? Я против принудиловки в любом виде, простите, что позволяю себе такую резкость. Но ведь посмотрите, какая интересная "история любви" тут получается. Анна Р., Рамат-Ган
Рав Лайтман: Такое состояние очень подобно состоянию выхода из Египта, когда, как сказано, все удары, которые получали сыны Израиля, а потом фараон (общее кли, которое они должны были приобрести в Египте и потому спустились в него) - были только для того, чтобы они возопили к Творцу о спасении, чтобы вывел их из Египта (посмотрите соответствующие статьи о празднике Песах). Это состояние еще у Вас пройдет, но потом снова вернется через много месяцев, когда на самом деле появится истинное желание выйти из Египта и возопить к Творцу... Ускоряйте время распространением Каббалы и интенсивней действуйте - Вы уже в пути.
Скажите, пожалуйста, рав Лайтман, случайно ли Центр "Бней-Барух" находится в Бней-Браке? Почему, например, не в Иерусалиме или Цфате ? Не пришло ли время открывать отделения во всех частях страны? Желаю успехов. Павел Ж., Афула
Рав Лайтман: Я по приезде в страну обосновался в Реховоте и жил там в 1974-1981 годах, затем я нашел своего рава - Баруха Ашлага - в Бней-Браке. Это произошло в 1979 году, и я переехал к нему в 1981 году. Так здесь и остался. Важно, чтобы мы находились в Стране Израиля, но не важно, где именно. О Цфате могу сказать, что его время (с точки зрения развития Каббалы) прошло. Сейчас осталось только, чтобы нечистая сила убралась из Иерусалима, места разрушения (маком ахурбан вэ-аклипот) и сменилась на чистые силы, проявление Творца. А до того, как это произойдет, - не столь важно, где быть.
Что касается наших отделений, то Вы правы - время пришло, и наши группы работают уже в 40 местах страны. Чтобы узнать точнее, позвоните по тел. 055-606701.
Рав Лайтман, объясните, пожалуйста, почему было необходимо духовное падение в связи с возвращением в Эрец-Исраэль? Какая существует взаимосвязь? Как это проявляется в индивидуальном пути к Творцу? Роман С., Ор-Акива
Рав Лайтман: Мы находимся в стадии возвращения в Землю Израиля (хотя многие в мире и среди нас считают, что мы уже должны эту землю вновь покинуть и добровольно уйти в новое изгнание). Этому не бывать, потому что духовные силы проиграли совершенно иную последовательность событий, и эти события должны еще снизойти в наш мир. Если мы сопротивляемся этому плану, не согласны с этими событиями, не действуем в соответствии с духовным "проектом", мы приводим себя к страданиям, испытаниям, ударам, "наказаниям". Загнать нас сюда можно было только экономическим давлением, даже не угрозой истребления, но когда мы попадаем сюда, мы ощущаем страдания неустроенности, вполне материальные, но во многом духовные: ощущение духовной пустоты. И это при том, что наполненность здесь гораздо больше, чем была когда-либо раньше. Это окружающий свет, постоянно находящийся над Землей Израиля, вызывает в нас ощущение его отсутствия в нас, отсутствия внутреннего света. Это и ощущается как духовное падение, хотя на самом деле это призыв к возвышению!
Рав Лайтман, прежде чем задать вопрос, я процитирую Ваши снова, написанные в связи с праздником Песах: "В принципе фараон сидит в каждом из нас, и поэтому мы на себе проходим все десять казней, прежде чем отрываемся от своей эгоистической природы, но прежде всего мы должны почувствовать, насколько она невыносима и ненавистна нам. А это можно понять только если хоть одним глазом подсмотреть, что мы теряем, не ощущая духовный мир". Вопрос: А как же можно подсмотреть, не пройдя еще махсом? Марк Л., Кфар-Саба
Рав Лайтман: На этот вопрос отвечает Баль Сулам. Он пишет, что иногда от сильного желания и усилия человека ему приоткрывается нечто высшее, но на короткое время, потому что человек страстно желает его, но еще не имеет исправленных желаний (экрана). Поэтому лишь временно он получает ощущение высшего (как, например, случай, произошедший с А.Вудкой в тюрьме, о котором рассказано в 1-й книге серии "Каббала. Тайное учение). Не надо за этим гнаться, ведь это не самоцель, да и в дальнейшем, поверьте мне, это не дает уверенности, основы, особого отношения к высшему, а человек всегда судит о высшем, исходя из своего состояния. Мой совет: не мудрствуя лукаво, прямо, искренне идите вперед и требуйте от Творца, ведь это Он стоит на Вашем пути к высшему!..
Уважаемый рав Лайтман! Объясните, пожалуйста, почему принято помещать в доме портреты цадиков? Мне кажется, что в такой фотографии содержится сила, похожая на ту, которая есть в музыке. Правильное ли это ощущение? Спасибо, Ася К., Хайфа
Рав Лайтман: Психологически на человека действует множество факторов, и пока он не вышел в высший мир, надо принимать во внимание все, что на него может воздействовать, как положительно - к цели, так и отрицательно - против цели. На самом же деле на него действует только высший свет. Портреты цадиков оказывают психологическое воздействие. Если Вам это помогает - используйте. Музыка - это совсем иное воздействие. Она, как чтение каббалистических книг, вызывает сильный окружающий свет.
Уважаемый рав, я по национальности не еврей. Какая-то часть меня отказывается верить в избраность евреев. Очень трудно смириться с тем, что ты и твой народ - "ущербные", "Гой". Обязательно ли такое признание собственной ущербности для занятия Каббалой?
Рав Лайтман: А в чем она - ущербность гоев? Есть 70 частей в созданном Творцом желании получать - это 70 народов мира. Исраэль среди них не числится, он не относится к сотворенному - это часть Творца, его желание. Я пока говорю о духовных категориях. Чтобы придать созданному желанию "получать наслаждение" альтруистическое намерение, Творец поместил в это желание свое свойство "отдачи". Поначалу это свойство "отдачи" (Г"Э, Гальгальта эйнаим, Исраэль) находится под властью созданного Творцом эгоистического "желания получать наслаждение" (АХА"П, 70 народов мира) -это и называется "поместить свойство Творца в творение". После того как происходит полное перемешивание свойств Творца и творения, а происходит это в результате изгнания, пребывания Израиля под властью народов мира, только после этого возможно исправление. Израиль выходит из изгнания, отделяется от народов мира, восстанавливает свое свойство - намерение отдавать ради Творца, что соответствует возвращению народа Израиля на свою землю и возвышению до своего изначального духовного уровня "Исраэль", а затем и все остальные народы присоединяются к народу Израиля в своем исправлении, и вместе они составляют полное творение (Г"Э + АХА"П). Исраэль и до своего создания, и после остается в своих свойствах и существует только для исправления эгоистических "гойских" желаний. Я не вижу вообще в этом ничего унизительного, ущербного. У Вас какой-то детский подход к мирозданию. Можно сказать наоборот, что гои - "желания получать" - и есть творение, и о них все мысли Творца, о том, как исправить их, а Исраэль - это всего лишь часть Творца, его же свойство, существующее в своем виде только ради исправления народов мира. Потому что народы мира - "желания получать" - не желают получать Тору, говорящую об исправлении эгоистического намерения "ради себя" на альтруистическое намерение "ради Творца", а через Израиль и смешение с Израилем постепенно приходят к исправлению. Как сказано в Псалмах: "Да восславят Господа все гоим и все народы" - это цель творения! Просто мы еще не в конце исправления и не видим истинного соответствия. Поэтому кажется, что вроде бы Исраэль особенный, а гои - нет. Из сказанного понятно, что просто у каждого своя особенность, и пока еще не видно, для кого существует Исраэль.
****************************************************************************************
"Время", 19.7.2001
КРУГООБОРОТ ДУШ И РАЗВИТИЕ ПОКОЛЕНИЙ
Интервью с каббалистом Михаэлем Лайтманом
Любовь Бренер
Свою беседу Михаэль Лайтман начал со стихотворения, написанного святым АР"И, описывающего начало творения.
Знай, до начала творения был лишь высший, все собой заполняющий свет, и не было свободного незаполненного пространства - лишь бесконечный, ровный свет все собой заливал.
И тогда решил Он сотворить миры и создания, их населяющие, этим раскрыв совершенство свое, что явилось причиной творения миров.
И равномерным было сжатие света вокруг центральной точки, так, что место пустое форму окружности приобрело, поскольку таковым было сокращение света.
И вот, после сжатия этого, в центре заполненного светом пространства, образовалась круглая пустота, лишь тогда появилось место, где могут создания и творения существовать.
И вот протянулся от бесконечного света луч прямой, сверху вниз спустился внутрь пространства пустого того, протянулся, спускаясь по лучу, свет бесконечный вниз, и в пространстве пустом том сотворил все совершенно миры.
Ранее этих миров был Бесконечный, в совершенстве настолько прекрасном своем, что нет сил у созданий постичь совершенство Его - ведь не может созданный разум постичь Его, ведь нет Ему места, границы и времени.
И лучом спустился свет к мирам, в черном пространстве пустом находящимся. И круг каждый от каждого мира, и близкие к свету - важны, пока не находим мир материи наш в точке центральной, внутри всех окружностей, в центре зияющей пустоты.
И удален от Бесконечного далее всех миров, и потому материально так окончательно низок, -ведь внутри окружностей всех находится он, - в самом центре зияющей пустоты...
Для чего я живу?
Испокон веков человек искал ответы на главные вопросы бытия: кто я, в чем цель моего существования, для чего существует мир, продолжаем ли мы существовать после смерти и пр.
Ответы на эти вопросы каждый человек по-своему пытается находить в доступных ему источниках информации. И в соответствии с найденным и с тем, насколько это найденное удовлетворяет его, каждый человек вырабатывает свое мировоззрение.
Вопрос о цели, смысле жизни добавляет к повседневным человеческим испытаниям и страданиям дополнительное, глобальное - а для чего я страдаю вообще? Он не дает нам ощутить удовлетворение, даже когда какие-то из наших повседневных желаний временно исполняются.
Человек, достигший желанной цели, довольно быстро начинает чувствовать снова отсутствие удовлетворения. Оглядываясь назад, он видит, как много времени провел в мучительных усилиях по достижению желаемого, но почти не наслаждался достигнутым.
Поскольку ответов на поставленные вопросы нет, поиски продолжаются в самых разных направлениях, в. том числе в древних верованиях, восточных учениях. Медитации, физические и интеллектуальные упражнения позволяют чувствовать себя комфортнее, но это всего лишь попытка забыться, ведь желания остались не удовлетворены, смысл жизни не найден. Все эти методы успокаивают не за счет достижения ответа о цели жизни и смысле страданий, а за счет снижения запросов.
Однако вскоре человек обнаруживает, что от истины отмахнуться невозможно. Человечество постоянно ищет логическое обоснование своего существования, человек изучает законы природы уже много тысячелетий.
Современные ученые обнаруживают, что чем больше они продвигаются в своих научных исследованиях, тем картина мира становится все более туманной и запутанной. Современные научные книги похожи на мистические, на научную фантастику, но не дают ответ на вопросы о смысле жизни.
Каббала как наука предлагает свой способ исследования мира. Он заключается в развитии у человека способности ощутить скрытую от нас часть мироздания. Слово "Каббала" (на иврите - "получение") выражает стремление человека получить высшее знание, ощутить истинную картину мира.
Каббалисты рассказывают нам о технике, основанной на их личном опыте. Они излагают в книгах и преподают методику исследования мироздания, получения ответа на вопрос о смысле жизни.
Взгляд на эволюцию с точки зрения Каббалы
Каббалисты, постигшие абсолютное знание, утверждают, что нет в мироздании ничего, кроме желания получить наслаждение, желания насладиться. Оно называется "творением". Создано оно Творцом, светом Творца, который поэтому ощущается творением как благо, потому что создан этим Творцом, светом. И наоборот, отсутствие или недостаток света, Творца в творении ощущается, как страдание в самых разных вариантах: боль, болезнь, голод, смерть.
Таким образом, мы состоим только из положительных или отрицательных ощущений. Наш мозг создан и призван только помогать нам удовлетворять наши желания, осознавать и различать все наши положительные или отрицательные ощущения, выяснять их происхождение и возможность достижения комфорта.
Вся жизнедеятельность неживой природы сводится к поддержанию своей структуры. У растительной природы она сводится к росту, у животной -тоже к росту, но уже и к семье, продолжению рода, к передвижению, а у человека, в дополнение ко всему предыдущему, появляется стремление к богатству, власти, знаниям. Но в основе всего лежит желание получить наслаждение, а мозг - вспомогательный аппарат, и его развитие полностью зависит от величины желания. Поэтому чем больше человек желает, чем больше он страдает, испытывая недостаток, дискомфорт в разных сферах жизни, пытаясь его преодолеть, тем он вынужден больше развиваться, умнеть, изобретать.
Если желание искусственно уменьшается, человек испытывает меньший дискомфорт, меньшие страдания от невозможности его удовлетворить, наполнить. Если желание искусственно увеличивать, то соответственно человек испытывает больше страданий. Все религии и верования, все методики "парения", погружения, медитации, йоги и пр. сводятся к тому, чтобы ограничивать, умерщвлять желание, плоть. Этим они притягивают человека, они для этого и созданы. Человек уменьшает свои желания - человеку лучше, он меньше страдает.
Но человечество не стоит на месте. С каждым поколением в этот мир нисходят души прошлого поколения, но уже с большим желанием к наслаждению, свету, Творцу. В остальной природе этого не заложено. Развитие человечества идет именно в сторону увеличения желания, эгоизма - в этом заключается наша эволюция. Она проявляется и на всех остальных уровнях природы, потому что зависит и определяется уровнем "человек", поэтому есть изменения, эволюция и в неживой, и в растительной, и в животной природе.
Но только в человеке из поколения в поколение желания растут, потому что он, по изначальному замыслу природы-Творца, должен достичь желания насладиться самим Творцом, всем светом, его создавшим! Поэтому все методики и религии отомрут, и это мы уже явно наблюдаем - ведь не смогут удовлетворить и обслужить человеческие потребности, желания, не смогут помочь методом их умерщвления, достичь покоя, умиротворения.
Поэтому только древняя еврейская наука Каббала, построенная не на уменьшении желания, ограничении, отстранении от общества, особом режиме или монашестве оказывается единственным методом достижения покоя, умиротворения, счастья, даже в нашем, чисто житейском, понимании. Ведь страдания заполнят жизнь человека полностью и заставят искать спасения. Поэтому сказано, что в последних поколениях именно Каббала станет единственной наукой - ведь что надо человеку, что гонит его развивать науки, искусства и все-все остальное, как не потребность наполнить себя, свое желание насладиться.
Мы можем наблюдать, как даже семья разрушается, вследствие увеличения желания получить, эгоизма. Человек в результате развития своего желания получить наслаждение поднимается уже в нашем поколении чуть выше животного - и мгновенно меняются рамки его общения, связей с другими. Происходит это потому, что, как сказано в книге Зоар, начиная с этого поколения, начинается освоение духовного мира массами. Поэтому ни в чем уже человек не сможет вернуться к "старому доброму времени" - если он желает этого, то только исправлением дополнительного желания. А это возможно только методикой Каббалы. А уменьшить, умертвить желания не удастся, потому что высший закон развития не позволит человеку убивать себя, а заставит страдать, но искать наполнения - наполнения Светом.
Процесс эволюции природы нашего мира мы можем изучить по книгам, написанным учеными-физиками, ботаниками, зоологами и др. Но как же происходит процесс эволюции наших душ - вот что нам необходимо изучить и понять.
Кругооборот душ
Души нисходят в материальные тела согласно установленному порядку. Они периодически возвращаются в этот мир, всякий раз одеваясь в новые тела. Это воспринимается нами как развитие поколений. По своей физической оболочке каждое поколение напоминает предыдущее, тела меняются очень мало, но души каждого последующего поколения нисходят с дополнительным опытом предыдущего существования в этом мире. Они обладают запасом новых сил, накопленным во время их пребывания "наверху".
Поэтому у каждого поколения есть свой набор желаний и свои жизненные цели, характерные именно для него. Каждое поколение в наш мир нисходят души с новыми потенциальными желаниями. И эти-то желания в нисходящих душах и диктуют, как будут развиваться науки, культура, искусство, отношения и пр. в данном поколении.
Все задается свыше, еще до того, как души низошли в этот мир и сформировали основную массу поколения. Видя свойства нисходящих душ, можно предсказать все события в этом поколении до мельчайших деталей. Потому что духовная информация, заложенная в душах, включает в себя совершенно все!
Даже если данное поколение не приходит к желанию познать истинную реальность, Творца, - оно все же совершает определенную работу, испытывая страдания, через которые оно проходит.
Таким образом, оно накапливает свое отношение к эгоизму, вследствие которого эти страдания и ощущает. Правда, пока это еще неосознанные страдания. И их причина, таящаяся в нашей эгоистической природе, еще не осознана.
В результате накопление этих страданий из поколения в поколение, приведет к осознанию того, что свыше нисходит только абсолютное добро. Ощущаемое в эгоистических желаниях, это абсолютное добро представляется нам абсолютным злом! Развитие поколений приведет к познанию истинной реальности.
В каждую историческую эпоху в наш мир спускаются души другого типа, поэтому они испытывают необходимость в различном руководстве. В руководстве, которое подходило бы к типу душ, в настоящий момент находящихся в этом мире.
Поэтому в каждом поколении есть люди, ведущие нас по пути духовного продвижения. Они пишут книги и формируют группы учеников, для того чтобы сообщить нам методику постижения истинной действительности, наиболее подходящую для данного поколения.
В "Предисловии к книге "Зоар" Бааль Сулам говорит о том, что в течение шести тысяч лет души нисходят в этот мир. С каждым поколением они все хуже, все "грубее".
Души каждого следующего поколения нуждаются в особом исправлении. В начале, в течение первых двух тысяч лет, на землю нисходили настолько чистые души, что для выполнения возложенной на них задачи не нуждались даже в Торе. Для их развития было достаточно находиться на земле без специальных средств постижения духовности.
Это был период накопления опыта и страданий в этом мире. Факта существования в этом мире было достаточно для продвижения к исправлению. Накопленные страдания подталкивали души к тому, чтобы выйти из этого мучительного состояния. Желание выйти из состояния страдания - это и есть движущая сила развития человечества.
В последующие две тысячи лет душам для их развития было достаточно открытой Торы и соблюдения заповедей.
Они воспринимали заповеди как действия, связанные с этим миром. Простого исполнения было достаточно для очищения и продвижения к конечному исправлению.
Но этими действиями еще не завершается исполнение возложенной на них задачи. Количество душ ограничено: условно их 600 000. Все те же души каждый раз нисходят на землю, для дальнейшего продвижения к своему исправлению.
Когда мы называем их тонкими или грубыми, мы имеем в виду, сколько им еще осталось до конечного исправления. Душа, нуждающаяся в большем исправлении, считается более грубой.
Второй период нисхождения душ продолжался до XVI века и закончился с появлением АР"И, который писал, что, начиная с его времени, занятие Каббалой является не только желательным, но и обязательным для всех: женщин и мужчин, детей и взрослых, и других народов.
Это объясняется тем, что души в своем развитии достигли такого этапа, когда каждая нисходящая на землю душа, пользуясь особой методикой, разработанной АР"И, способна дойти до постижения всего объема мироздания, постижения Источника света и до своего окончательного исправления. Таким образом, каждая душа может достичь того, что ей, в сущности, предназначено, для чего она и нисходит в этот мир.
И только этим обусловлена необходимость всеобщего раскрытия истинной реальности, которое дает Каббала. Это раскрытие произойдет тогда, когда все человечество откроет для себя закономерности строения мира, и тогда же наступит конец всяческим страданиям и боли.
Когда мы узнаем, как влияет на нас действительность и как мы реагируем на нее, мы перестанем портить то, что нельзя портить, не будем упускать возможность сделать то, что стоит сделать, и все наши действия будут осознанными и правильными - соответствующими закону мироздания. Тогда между нами и раскрывшимся нам настоящим миром наступит полная гармония.
Но пока мы лишь портим и только задним числом видим, что напортили. При этом у нас нет никакой возможности избежать этого. Человечество все глубже заходит в тупик, входит во все большие неприятности и проблемы.
Страдания усиливаются с тем, чтобы, в конце концов, человечество осознало необходимость духовного восхождения. Мы должны понять, что у нас нет другого выхода, кроме как познать духовный мир, частью которого мы являемся.
Осознание этого коренным образом изменит наше положение, приведет нас к новому состоянию. Мы начнем действовать осознанно, представляя себе конечную цель, действовать как человечество, а не как разрозненные индивидуумы.
С чем человек отождествляет свое "Я" - с телом или душой?
Человеком в Каббале называется "душа", а не его тело. Тело можно сменить, и не случайно пересадка отдельных органов стала уже рутинной работой врачей. Сегодня можно уже представить, что человеку постепенно пересадили все органы. Ну а что от него осталось? Осталась именно духовная часть, называемая "человек". Тело полезно лишь тем, что оно способствует работе души, заключенной в нем.
Нисходя в этот мир, души через страдания приобретают опыт, и такой процесс развития души называется "путь страданий". В каждом последующем воплощении души ее внутреннее, подсознательное стремление к постижению духовных миров возрастает.
Душа все с большей настойчивостью требует ответов на вопросы о реальности, в которой она существует, о своем источнике, о смысле существования, о смысле нахождения в этом мире, КТО Я И ДЛЯ ЧЕГО ЖИВУ?
В соответствии с этим процессом души бывают более развитыми или менее развитыми. Среди них есть такие, стремление которых к познанию истины настолько огромно, что они не в состоянии удерживать себя в рамках этого мира. Получив истинные книги и руководство, они приходят к познанию духовных миров, становятся каббалистами.
Реальность этого мира организована таким образом, чтобы души нисходили на землю, осознавали эгоизм как зло, и исправляли это зло. Тогда нисхождение в белковое тело поднимает души на уровень в 620 раз больший того, с которого они спустились.
Общая душа Адама, чтобы исправить себя, делится на множество частей, нисходящих в наш мир - частей более или менее эгоистических. В наш мир вначале нисходят души менее эгоистичные. Поэтому в каждом поколении методика исправления различна.
Для душ первых поколений было достаточно существования в физическом теле. На следующем этапе требовалось практически исполнять Заповеди, то есть достаточно было следовать внешней части Торы. В наше время исправление основано на внутренней части Торы, от нас требуется осознание необходимости исправления самого внутреннего желания к самонаслаждению.
Исправление мира и человека происходит от простого к сложному. Более "легкие" желания, будучи исправленными, участвуют в последующем исправлении, помогая исправлять более "тяжелые", более внутренние желания.
Душа испытывает только одно желание: находясь в материальном теле, вернуться к своему корню, к своему истоку, к тому уровню, с которого она спустилась в физическое тело. Тело - желание получать - тянет ее обратно в этот мир, в то время как человек подсознательно желает подняться, как того желает душа.
Это противоречие заставляет человека прикладывать огромные усилия, и он поднимается духовно в 620 раз выше, чем до своего рождения. Душа, не закончившая своего предназначения, возвращается в этот мир более "удачливой", более заслуживающей исправления.
Накопленный опыт и пройденные страдания - вот то, что делает душу более удачливой. При нисхождении в физическое тело ей дается более эгоистическое, более жесткое желание получать, желание наполнить лишь самое себя, не принимая в расчет окружающих. Таким образом, желание получать наслаждение раскрывается все больше, приводит к стремлению желать всё - весь мир.
Иногда нам кажется, что для того, чтобы в следующем воплощении стать более удачливыми, нам надо подавлять в себе желания и страсти. Не желать ничего, кроме как немного поесть и погреться на солнышке... Но по сути дела, происходит обратное, ибо в следующий раз мы будем жестче, требовательнее, хитрее и агрессивнее. Нас будет подталкивать желание найти пути подлинного самораскрытия, и это приблизит нас к конечной цели.
Желание Творца состоит лишь в одном: наполнить нас беспредельно духовными наслаждениями, привести нас к самому совершенному уровню, а это возможно только при наличии большого желания.
Только при наличии большого, но исправленного желания человек может достичь раскрытия духовных миров и стать по-настоящему сильным и деятельным. Человек с маленьким желанием, хотя и не может сильно навредить, не может быть и особенно полезным.
Желание называется "исправленным", когда его намерение изменило направление с получения на отдачу. Изначально этого свойства в нас нет. Человек приобретает его в процессе правильного обучения Каббале, которая, по существу, является методикой исправления желаний и развития души.
По уровню развития своего желания получать наслаждения души образуют пирамиду.
* В основании пирамиды находится огромное число душ с маленьким желанием получать. Их желания материальны, они стремятся к удобной жизни, удовлетворяющей их животные потребности, такие, как еда, сон, секс.
* Затем идут души с большим стремлением к богатству, количество их меньшее, чем предыдущих. Эти люди готовы положить свою жизнь для того, чтобы обогатиться, ради этой цели они способны на любые жертвы.
* За ними следуют люди, готовые на все ради власти, им важно управлять другими и находиться в позиции силы.
* На более высокой ступеньке находится желание знаний. Это ученые, посвятившие свою жизнь будущим открытиям. Кроме этого в жизни им не надо ничего. Таких людей в мире еще меньше.
* Самое сильное желание, какое может быть в человеке, это желание достичь духовных миров, но по-настоящему оно развито пока лишь у единиц.
Все устроено согласно этой пирамиде. И в самом человеке его желания организованы по такому же принципу. Человек должен "поставить" эту пирамиду так, чтобы вся ее тяжесть пришлась на самое чистое, на истинно вечное желание достижения духовных миров.
Он должен заниматься материальными проблемами только в мере необходимости, а всю свою энергию, все усилия направить на взращивание в себе желания к духовному. Достичь этого можно только с помощью правильной учебы, в правильной группе, под руководством рава-каббалиста. Если во время учебы человек желает увеличить свое желание духовного, свет, окружающий нас, начинает светить ему, побуждая его желать еще сильнее. В этой ситуации решающая роль принадлежит занятиям в группе и руководству учителя.
Основное отличие, характеризующее души, нисходящие в наше время, состоит в том, что в них все более отчетливо проявляется желание постичь духовные системы, духовные структуры. Они хотят чего-то такого, что находится выше нашего мира. Даже обычные люди начинают ощущать недостаток духовного "воздуха". И хотя за этот "воздух" они принимают всякого рода магии, но это уже нечто новое на пути поиска истинной реальности.
В последние пятнадцать лет происходит очень быстрое и активное развитие, в нисходящих душах.
Желание, данное этим душам, и направление этого желания намного более сильное и истинное. Это направление на постижение самой истины, а не чего-нибудь иного.
Все наши души - это части одной, общей души, называемой "Адам". Каждый из нас обязан исправить свою часть в этой общей душе. Исправить сам, самому выбрать: путь Торы или принудительный путь страданий. Просто спокойно жить не дают никому. Потому что Цель определена, только путь к ней может быть разным - более или менее быстрым и более или менее приятным. Но в масштабе нашего мира это может быть разница, выражающаяся в сотнях лет страданий и десятках смертей и воплощений по сравнению с прямым и коротким путем, полным наслаждений и легкости.
Мы никуда не исчезаем и никуда не уходим. Все находится здесь, в "этом месте", но в разных измерениях, и поэтому нами неощутимо. Стремитесь ощутить и обрести видение правильного пути, реализующего замысел Творца. Для нас же это путь, самый справедливый, дающий наслаждение, несущий совершенство.
Каким образом осваивается высший мир?
Открывается книга! Когда человек читает книгу, написанную каббалистом, он практически соединяет себя с высшим управлением. Каким образом? Автор, который написал книгу, находился одновременно в нашем и в высшем мирах. Находясь своим постижением в высшем мире, он писал словами нашего мира, на бумаге, ручкой - и таким образом замыкал оба мира.
Поэтому если вы читаете написанное этим автором, то вы соединяетесь через него с тем духовным уровнем, на котором он находился в момент написания. Т.о. вы вызываете на себя излучение высшей энергии, высшего света. Этот свет, нисходя на человека, создает вокруг него духовный "кокон", т.е. он создает вокруг человека определенную положительную среду, является как бы его защитой.
Если занимается группа, то усилия, прилагаемые каждым, складываются. Поэтому каббалисты во все века занимались в группах. Поэтому мы сами занимаемся в группе и создаем группы начинающих учеников.
Кроме группы, также важно, по каким текстам обучаться и как настроить себя на получение высших духовных сил. Цель обучения заключается не только в объяснении устройства высшего мира, но - и это главное - в том, чтобы практически привести человека в высший мир, довести человека до ощущения высшего управления, чтобы он вошел в него и начал активно действовать.
Мы пытаемся в последнее время сделать такие занятия массовыми, широкими, создавать группы, где только возможно, и уже видим положительный сдвиг.
Что Вы можете сказать о будущем Израиля?
Что касается будущего Израиля, я могу сказать только одно: будущее гарантировано! Израиль будет большим и сильным, во много раз большим, чем сегодня. Но как произойдет этот процесс, каким образом будет достигнуто это состояние - путем света или путем страданий, - зависит от нас.
Это зависит от нашего сознательного желания самим включиться в управление своей жизнью. Так зачем же ждать ударов?! Об этом мы и хотим рассказать всем людям.
Для этого нами открыт сайт в Интернете http://kabbalah.info , работают более 40 бесплатных групп по изучению Каббалы во всех крупных городах Израиля, информацию о которых вы сможете получить по телефону 055-606701. Буду рад ответить на любые ваши вопросы. Письма с пометкой "Каббала" можете направлять в редакцию.