Исламский экстремизм
"Бороться с экстремизмом в исламе мешает его плюрализм"
Правомерен ли термин "исламский экстремизм? На вопросы Граней.Ру
отвечает исламовед Алексей Кудрявцев, старший научный сотрудник Института
востоковедения РАН.
Наталия Бабасян: В день, когда в рамках операции "Стойкая
свобода" начались бомбежки Афганистана, Осама бен Ладен в телевыступлении
объявил, что отныне мир разделен на верующих и неверующих. Это заявление
придает какое-то новое, религиозное звучание конфликту?
Алексей Кудрявцев: Небольшое уточнение: бен Ладен говорил не о верующих и
неверующих, а о верных и неверных. Неверующий - это атеист, а неверный - это не
мусульманин. Это разные вещи. Человек может быть христианином, и с точки зрения
мусульманина он будет неверным, но не будет неверующим.
Ничего нового бен Ладен не сказал, а лишь повторил то, что всегда говорил о
сущности своего конфликта с Израилем, США и теми, кто их поддерживает. Еще в
1998 году бен Ладен создал "Фронт борьбы против иудеев и крестоносцев",
и уже тогда был объявлен джихад Америке. В глазах исламистов с крестовыми
походами отождествляется не христианство вообще, а агрессивное христианство, и
западный мир, который ведет, по их мнению, агрессию против мусульман является
продолжателем дела крестоносцев.
В представлении бен Ладена истинные мусульмане должны вести войну прежде
всего против Израиля и против Америки как гаранта его существования. Связано
это с представлением о том, что все в мире мусульмане составляют единую
общность - умму. И если кто-то отнял кусок земли, принадлежавший этой умме,
открытый мусульманами для ислама, и тем более создал на этой земле на ней
государство, значит, это государство враждебно мусульманам и против него нужно
бороться.
Кроме того, Палестина рассматривается мусульманами как священная земля: в
Иерусалиме находится мечеть Аль-Акса, третья по значению святыня ислама. В то
же время среди ультраортодоксальных иудееев существует группа, которая
призывает разрушить мечеть и восстановить Иерусалимский храм. В глазах
мусульман, это не мнение отдельных экстремистов, а стратегия самого
государства: они уверены, что этим закончится, если мусульмане не будут
противостоять Израилю.
Америка, помимо того, что является гарантом существования Израиля, для
исламистов воплощает авангард той цивилизации, которая в корне враждебна
исламскому проекту. Ценности, на которых базируется Америка и которые она
весьма напористо экспортирует в окружающий мир, полностью противоположны
исламским ценностям. А террор - это просто один из методов. Поскольку
мусульмане не могут бороться с Америкой на равных, что признает и сам бен
Ладен, и все мусульмане этого направления, они считают себя вправе использовать
и такие методы.
Н.Б.: Мы все время слышим выступления представителей ислама, которые
говорят, что ислам - это мир. Западные политики постоянно говорят: мы не воюем
с исламским миром, мы воюем с террористами. Бен Ладен говорит "это
джихад". Хотелось бы понять, какую роль во всем происходящем играет ислам.
А.К.: Мне кажется неверным и утверждение, что это война ислама против
"неислама", и то, что ислам здесь вообще ни при чем. Ислам как
религия не несет ответственности ни за терроризм, ни за конфликты вообще. Потому
что конфликты возникают по другим причинам, а религиозные аргументы
подверстываются для оправдания конфликтующих сторон. Но с другой стороны, тот
факт, что очень много организаций, называющих себя исламскими, осуществляют
вооруженную борьбу и акты террора, не случаен. Важно понимать, где здесь ислам
"при чем" и где "ни при чем".
Экстремизм, терроризм, который принято называть исламским, - это крайняя
форма проявления исламистской идеологии, которая определенным образом ислам
структурирует, переосмысливает, превращает в руководство к действию в
повседневной жизни и мыслит ислам как политическую систему, альтернативную всем
светским учениям. Появилась она тогда, когда в мусульманский мир стали активно
проникать идеи светского государства, светского общества, отделения религия от
государства. Первые такие организации активистов появились в первой трети XX века, между двумя мировыми войнами. Самой крупной из них
было "Общество братьев-мусульман", которое в конце 20-х годов
появилось в Египте. Именно они провозгласили, что ислам - это не только
религия, но и общественно-политическая доктрина, так что истинный мусульманин
должен не только читать Коран и молиться пять раз в день, но и интересоваться
делами всей мусульманской общины, быть неравнодушным к тому, что происходит в
его стране.
Н.Б.: Некоторые радикально настроенные исследователи сейчас утверждают, что
определенная агрессивность заложена в самом исламском вероучении.
А.К.: На самом деле Коран призывает мусульман прежде всего жить в мире и
братстве друг с другом. Кроме того, он рекомендует быть терпимыми к
"неверным" (иноверцам). В то же время в нем говорится, что необходимо
воевать с теми неверными, которые выступают в роли врагов Аллаха и мусульман. Кто
же эти враги? Те, кто нападает на мусульман, кто запрещает ислам или его
распространение. То есть речь идет прежде всего об оборонительной войне. Но мы
знаем, что с помощью казуистики очень легко жонглировать всеми понятиями. И
агрессивная война может быть представлена как оборонительная, это известно из
истории не только мусульман. В Евангелии никакого оправдания насилия против
врагов нет, но это не мешало средневековой Европе проводить крестовые походы.
Я считаю, что на ислам ни в коем случае нельзя возложить ответственность за
терроризм, но в то же время сказать, что ислам тут вообще ни при чем, тоже
невозможно: те, кто осуществляет террористические акты, находят в исламской
доктрине аргументы в оправдание таких действий, называя своих противников
врагами Аллаха и мусульман.
Н.Б.: Но как тогда найти противоядие? Предположим, например, что западные
мусульмане встали и сказали: "Мы не считаем бен Ладена мусульманином. То,
что он делает, противоречит доктрине ислама". Это было бы выходом?
А.К.: Лидеры мусульманских общин Запада являются не более чем посредниками
между общинами и государствами, где они проживают. Но они не являются
бесспорными религиозными авторитетами. Потому что в исламе церкви нет, высшей
духовной инстанции для всех нет, есть только люди, которые могут пользоваться
уважением в качестве религиозных лидеров. Допустим, какому-то муфтию не
нравится бен Ладен или он в силу какой-то лояльности государству, может быть,
вопреки своему религиозному чувству, говорит, что бен Ладен занимается чем-то
не тем. Но это не мешает радикально настроенным мусульманам думать иначе и
считать, что именно бен Ладен олицетворяет собой истинное мусульманство.
Наталия Бабасян, "Грани"