ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК. ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

Можно ли предсказать будущее - отдельного человека, целого народа, всего человечества? Можем ли мы предсказать как в дальнейшем будет развиваться арабо-израильский конфликт? Дать ответ на эти вопросы как раз и пытается Алекс Грин, писатель-фантаст и ученый-футуролог. Мы уже публиковали сокращённый вариант его работы. Сегодня мы публикуем более полную редакцию его работы "Двадцать первый век. Пособие для пользователя."

Прошлое изучает история. Историков почему-то много, а футурологов, занимающихся будущим, меньше, чем занесенных в "Красную книгу" кондоров...
Историки устраивают себе легкую жизнь, рассказывая долгие истории о том, чего уже давно нет. Они вовсе не стремятся заниматься выявлением законов времени и истории развития человечества, - я имею в виду реальные, работающие законы, а не марсксистско-ленинские абстракции. Тем труднее футурологам, чьи прогнозы оказываются лишенными надежного фундамента.

Экономисты вслепую пытаются нащупать в своей сфере некие "циклы подъемов и спадов", но эти разговоры идут уже более ста лет, а точно определять начало и конец таких циклов никто до сих пор так и не научился. В общем, с какой стороны не подойди, время оказывается темным лесом...

Учитывая вышесказанное и находясь в добром здравии и твердой памяти, автор этих строк со всей ответственностью заявляет:
- жизнь каждого отдельного человека (и всего человечества) - это арена действия законов времени и развития, общих для прошлого и будущего;
- эти законы поддаются четкому и ясному описанию;

Посмотрим теперь, как эти общие положения работают на конкретном, наглядном примере и возьмем в качестве объекта страну, судьба которой беспокоит многих из нас - Страну Израиля. В эти тревожные дни прошлое Израиля нередко видится как цепь случайностей, результат хаотических катаклизмов, будущее же представляется темным, а иногда и зловещим. Но есть и иной уровень восприятия, на котором зыбкий хаос оказывается надежным фундаментом, а туман рассеивается.

Небольшое отступление
Машина времени для начинающих


Ошибочно считать время чем-то однородным - три месяца в 1917 году не равны аналогичным месяцам в 1916-м. Но неоднозначность вовсе не тождественна бессистемности. Интуитивно мы чувствуем присутствие неких волн в нашей жизни. Мы говорим: "это музыканты новой волны", "на гребне этой волны в политику пришли" и т.д.

Взгляд на время, как на череду сменяющих друг друга волн, позволяет многое понять в его свойствах, ибо смена волн приносит наиболее драматические события в жизни людей. Свидетелями как раз таких событий мы и являемся сейчас. Конец 2000-го, начало 2001-го - это время отката одной, еще недавно мощной волны и приближения другой, не менее мощной, хотя и совсем другого характера. Познакомимся же с этими возмутительницами спокойствия поближе.

Я различаю два вида волн, сменяющих друг дружку каждые 12 лет, и называю их синхрон-волна и парахрон-волна:
- в период доминирования синхрон-волны стремление к согласованным действиям охватывает огромные массы людей, на арену выходят новые идеи, становящиеся общими для очень многих. Реализиция этих новых идей воспринимается как "прогресс", а время - как линия, ведущая к торжеству данного "прогресса";
усиливается стремление к интернационализму (глобализации);
- в период доминирования парахрон-волны усиливается тяга к фрактализации, и мир, живущий по единым правилам, воспринимается не как соблазнительная утопия, а как смирительная рубашка, спеленавшая человечество. Утопии теперь строятся не на фундаменте интернационализма, а национализма, время перестает быть прямой стрелой, оно представляется кругом, который необходимо окончательно замкнуть, вернувшись к исконной мудрости предков. "Мракобесы-реакционеры" начинают восприниматься в качестве "обаятельных консерваторов". Человечество как бы распадается на отдельные миры, различия между которыми становятся более различимыми;

Итак, два вида волн в едином потоке времени. И самая большая сложность в понимании этого потока заключается в том, что он совершенно по разному выглядит для наблюдающих его изнутри, и тех, кто сумел взглянуть на него со стороны.

Возвращение к теме
Как хороши, как свежи были розы


Как притягательна синхрон-волна при своем подходе, как она свежа и полна сил! Синхрон-волна 1917-1928 годов, начало. Сладкие грезы о всемирном братстве трудящихся, братания немецких и русских солдат, за несколько дней до этого ожесточенно уничтожавших друг друга. Звездный час русского авангарда, творят Василий Кандинский, Казимир Малевич, Владимир Татлин, Павел Филонов. Созданное ими тогда искусствоведы всего мира внимательно изучают и до сих пор.

Капиталистические демократии тоже включаются в гонку интернационализма. В 1919 году их усилиями создана Лига Наций, задача которой - искоренение войн на всем земном шаре, решение всех спорных вопросов политическим путем. На откате этой волны русский авангард будет вытеснен из официальной культурной жизни почти полностью, а физическое истребление большинства "пионеров заумных пространств" придется на парахрон-волну 1929-1940 годов.

Эта парахрон-волна принесет стремительный рост фашизма в Германии и Гитлер, мечтающий возродить языческие культы древних арийцев, найдет достойного партнера в императорской Японии, озабоченной воскрешением самурайского духа. Вожди страны победившего социализма будут заигрывать с вождями национал-социализма, а лидеры демократических стран позволят Гитлеру безнаказанно проглотить Чехословакию. Лига Наций распишется в своей полной несостоятельности.

Начало синхрон-волны 1941-1952 годов в корне меняет ситуацию. Многие страны мира объединяются в борьбе с фашизмом. "Братья и сестры!" - с такими невероятными для кремлевского диктатора словами обращается к своим подданным Сталин. Несмотря на тяжелейшую войну, советсткие люди впервые после жестоких репрессий и многолетнего страха начинают расправлять плечи. Победителями они доходят до Берлина, бурно и радостно обнимаются с американскими солдатами, напрочь забыв запреты и угрозы "компетентных органов".

Ах, эти братания на подъеме с-волны... С-волна 1917-1928 годов - немцы братаются с русскими. С-волна 1941-1952 годов - русские братаются с американцами... С-волна 1965-1976 годов - сотни тысяч американцев рвутся брататься с вьетнамскими коммунистами... Провозглашается сумасшедший лозунг - "
Make love, not war!" ("Занимайтесь любовью, а не войнами!"). Это потом окажется, что миллионы вьетнамцев готовы, рискуя жизнью, отправиться в море на утлых лодчонках и даже плотах, лишь бы удрать из "освобожденного от американских империалистов" Вьетнама. Это потом выяснится, что всего за несколько лет треть населения Кампучии была уничтожена собственным коммунистическим правительством. Это потом "детей-цветов" - хиппи - сменят в движениях протеста хмурые ребята из итальянских "Красных бригад" или западногерманской "Красной Армии".

Это все будет потом, но начало, согласитесь, было эффектным...

Вместо интернационализма - даешь глобализацию!

Один из важных признаков прихода новой волны (как синхронной, так и парахронной) - бурные перемены, идущие снизу и оказывающиеся внезапными и неожиданными для, казалось бы, прочно сидящих наверху. С-волна 1989-2000 годов - перемены были буквально лавинообразными - бархатная революция в Чехословакии, дальше - больше: Венгрия, ГДР, Польша - в большинстве стран Восточной Европы коммунисты были отстранены от власти буквально в считанные недели. Граждане двух недавно враждебных лагерей ломая берлинскую и другие попадающиеся под руку стены, предаются эйфорическому общению и пляшут на их обломках.

Вот-вот начнется новая, чудесная жизнь и дорога к ней так ясна. У всех на устах новые волшебные прогрессивные слова: планета становится единым информационно-экономическим пространством, новый замечательный мировой порядок формируется на наших глазах, глобализация, глобализация...

Глобализация словно вихрь пронеслась по странам Восточной Европы, под грохот стрельбы ворвалась в Румынию и сильно споткнулась в Югославии. Она полностью выдохлась, бродя по постсоветским просторам, в этой странной стране, где коммунистическая власть сменилась демократической, а демократическая - патриотической, продолжая состоять из все тех же, знакомых нам еще с гоголевских времен лиц.

И как огромное тяжеленное бревно она с грохотом рухнула на каменистую почву Ближнего Востока осенью 2000 года. И мировое информационно-экономическое пространство, та самая глобальная деревня, явлению которой мы все так радовались, смотрит на Иерусалим остекленевшими глазами, в которых нет уже ни энергии, ни правды, ни души...

Каким убытком обернулись грозы!

Синхрон-волна напоминает ясный солнечный день, пространство наполнено светом, буйством красок и жизни. Все кажется ясным и определенным. О темном и неприятном предпочитают не вспоминать, полагая, что эта сторона бытия безвозвратно в прошлом. И когда на землю наползает тьма, это воспринимается как шокирующая неожиданность.

У парахрон-волны характер иной. Хмурое утро и лица у всех хмуры. Растет напряжение, все ждут большую грозу, а она все никак не начнется. И вдруг небеса содрогаются грохотом грома и сполохами молний.

Я особо выделяю "точку грозы", приходящуюся на год, когда напряжение, присущее парахрон-волне, достигает максимального значения. Год "точки грозы" определяется просто: от последнего года данной п-волны отнимаем 2. П-волна 1905-1916 годов. Точка грозы - 1914 год. Пылкий сербский юноша в Сараеве направляет револьвер на эргерцога Фердинада. Грянул выстрел, грянул гром - началась Первая мировая война. П-волна 1929-1940 годов. Точка грозы - 1938 год. Заряд, накопленный Германией, разряжается на первую внешнюю жертву - Чехословакию. У власти в Англии и Франции в это время находятся жирафы - они отреагируют год спустя, когда фашисты обрушатся на Польшу. Официальная дата начала Второй мировой войны - 1939 год.

П-волна 1953 -1964 годов. Точка грозы - 1962 год - Карибский кризис. П-волна 1977-1988 годов. Точка грозы - 1986 год - авария на Чернобыльской атомной электростанции. Эти точки грозы, появляющиеся как бы ниоткуда через каждые 24 года, кажутся чем-то иррациональным и непостижимым. И все же, наш метод позволяет многое рассказать о месте проявления и характере точки грозы 2010 года, относящейся к п-волне 2001-2012 годов.

Две волны в двух реальностях

Крайне существенный момент: вытесненная с поверхности жизни волна не исчезает полностью, она просто уходит в некие глубины, в не очень заметную наблюдателям реальность, которую я называю "рецессивной". Глубинная и сонная рецессивная реальность таит в себе множество непознанных свойств. Явление, казалось бы, навсегда вытесненное с жизненной сцены, вдруг, когда его почти забыли и менее всего ожидали увидеть, возвращается вновь.

Немецкий национализм, поднявший голову с п-волной 1905-1916 годов, с приходом с-волны 1917-1928 годов ушел в рецессивную реальность. Где-то на задворках побежденной и разоренной войной Германии происходило брожение полупризрачных идей. Но с наступлением 1929 года разражается Великий экономический кризис и с-волна выталкивается в рецессивную реальность. На сцену неожиданно стройными рядами выходят отряды коричневорубашечников.

"Точка переключения" - точка ухода в рецессивную реальность прежней волны и внезапное появление на поверхности новой - всегда приносит неожиданные и драматические события. В точке переключения между с-волной 1989-2000 и п-волной 2001-2012 годов арабские страны, хотя и со скрипом, но разворачивавшиеся от политики военных авантюр к экономике мирного рынка, заливаются буйством агрессивных масс. Наблюдается всплеск антисемитизма и за пределами арабских стран.

Трещина

В 19-м веке стремление раздробленной на мелкие княжества Германии объединиться вовсе не расценивалось как попытка захватить гегемонию. Это походило более на попытку отставшего солдата догнать свой взвод. Европейские страны, владевшие обширными колониальными империями, дружно шагали по пути прогресса и капитализма. Это касалось не только крупных стран, вроде Англии и Франции, но и таких "карапузов", как Голландия и Бельгия. И даже когда объединившаяся Германия отхватила у Франции Эльзас и Лотарингию, это не выглядело чем-то чрезвычайным. Ну прибавился к семье европейских колоссов - Британской империи, Австро-Венгерской, Российской еще один - Германская империя.

Все эти страны объединяло единое культурное поле, сформированное греко-римо-иудейским наследием, базирующееся на христианских моральных ценностях. Сейчас нам важно рассмотреть ту маленькую трещину, которую создала в этом мощном фундаменте европейской традиции п-волна 1881-1892 годов. Лишь один человек позволил вырвавшейся из загадочных глубин души энергии овладеть его сознанием целиком и полностью. Ему не удалось найти влиятельных единомышленников при жизни, да и закончилась она в клинике для умалишенных.

Что же успел сделать Фридрих Ницше, "первый имморалист", как он себя называл? Все его победы одержаны на бумаге - победы над фундаментальными европейскими культурными ценностями и общепринятыми представлениями о морали. Мощное, но совершенно бескровное и бескорыстное философское побоище. Но если мы посмотрим на три ближайшие друг дружке парахрон-волны (1881-1892, 1905-1916, 1929-1940) как на три части некоей целостности, мы совершенно по-иному оценим смысл и значение его философского наследства.

Пейзаж с двумя цаплями

Нам скажут, что Ницше был глубок и сложен, а Гитлер понял его слишком прямолинейно, огрубил, упростил, исказил. Так или иначе, но без нескольких фрагментов из "Так говорил Заратустра" нам не обойтись.
"Сострадание и называется сегодня добродетелью у всех маленьких людей... через головы их смотрю я вдаль... Все они - маленькие, доброжелательные, серые людишки. Как цапля, закинув голову, глядит с презрением на мелкие пруды, так смотрю я на копошащуюся безликую массу ничтожных желаний и душ."
"Как низко опустился мир/В блудницу превратился Рим/Во всем упадок и развал/Пал Цезарь до скота/Сам Бог евреем стал!"
"Добрые никогда не говорят правды; для духа быть добрым - болезнь... Все, что у добрых зовется злом, должно воссоединиться, дабы родилась единая истина: о, братья мои, достаточно ли вы злы для этой истины?"
"О, блаженные времена, когда народ говорил себе: "Я хочу быть господином над народами!"
"Теперь - царство толпы... Толпа же - это мешанина и неразбериха... Все перемешано: святой с негодяем, дворянин с евреем, и все зверье из Ноева ковчега".
"Такими я хочу видеть мужчину и женщину: его способным к войне, ее - к деторождению..."
"Вы утверждаете, что благая цель освящает даже войну? Я же говорю вам: только благо войны освящает всякую цель".
"Война и мужество совершили больше великого, чем любовь к ближнему".
"Только теперь наступает Великий Полдень, только теперь высший человек становится господином".

Разумеется, все эти мысли можно понять более глубоко и криволинейно, чем это сделал Гитлер. И все же, нельзя не заметить, что между двумя кандидатами в "высшие люди" существует некий резонанс.

Тройной прыжок пан-германизма

А теперь - три п-волны крупным планом.
1881-1992. Эта волна - время публикации основных работ Фридриха Ницше. В этих работах, помимо интересных и действительно притягательных мыслей, впервые в новой европейской истории всплывает комплекс идей, который в п-волне 1929-1940 будет полностью использован при построении национал-социалистического общества в Германии. И хотя во времена Ницше Германия была уже объединенной, сильной и благосклонно относящейся к идеям национализма, это был национализм добропорядочных обывателей, даже и не помышляющих о разрыве с общеевропейскими культурными традициями.

1905-1916. Работы Ницше не просто получают известность, они становятся объектом яростных, иногда скандальных споров. Немецкий милитаризм все сильнее играет мускулами, пока эта игра не приводит к общеевропейской свалке.
С-волна 1917-1928 годов загоняет Германию в позор поражения и хронической нищеты.

1929-1940. Адольф Гитлер, любимым автором которого был Фридрих Ницше, создает в Германии общество "нового типа", нацистские вожди официально возводят Ницше в ранг культового писателя, провозвестника "арийского возрождения". В стране полным ходом идет эксперимент по воспитанию освобожденных от морали "сверхчеловеков".
С-волна 1941-1952 возвращает Германию в реальность развалин и позора, нацистских преступников судит весь мир. Нюрнбергский процесс раскрывает перед человечеством невероятные картины творившегося в лагерях уничтожения. Многие на Западе не могли понять и представить подлинный размах нацистской индустрии смерти. Таким же потусторонним для традиционной западной морали оказался и беспрецедентный цинизм геббельсовской пропаганды. Мы уже говорили о том, что п-волна способствует фрактализации - разделению человечества на своего рода параллельные миры, взаимопонимание между которыми все ухудшается. Эта особенность очень ярко проявилась в третьей п-волне пангерманизма, породившей совершенно особый мир, логика которого с огромным трудом поддается пониманию сторонних наблюдателей...

Эта же особенность характерна и для вздымающейся сейчас третьей волны пан-арабизма: суть происходящего сейчас во взбудораженном арабском мире почти недоступна пониманию наблюдателя со стороны. После Нюрнберга неоднократно высказывалась мысль о коллективном безумии, странном самоубийственном сумасшествии, охватившем в 30-е годы всю немецкую нацию. Возможно это и было безумие, но безумие в сочетании с изощренным, методично работавшим интеллектом...

Основная часть
Права на наследство


После падения нацистской Германии круг национальных движений, способных ворваться в доминантную реальность на гребне очередных п-волн, был достаточно узок. Во-первых, для получения прав на это наследство они должны были обладать значительным внутренним резонансом с фашизмом, а это непременно означает их нахождение в лагере союзников Гитлера в годы войны. Во-вторых, они должны были избежать тех сокрушительных ударов, которым подверглись Германия и Япония. Ведь поражение подталкивало к размышлениям, давало тему для горьких и трезвых мыслей.

Легко убедиться, что список претендентов, отвечающих этим критериям, невелик. Например, австрийские националисты, сначала радостно воссоединившиеся со своими немецкими коллегами, а затем объявившие себя после войны такими же жертвами гитлеровской оккупации, как Чехословакия и Польша.

Уставший от разборок мир поверил в эту метаморфозу, не вдаваясь в подробности. Правда затем некоторые детали стали всплывать, как дерьмо. И если в предыдущем предложении есть слово, вызывающее сомнения, то это слово "как". Оказалось, что блестящая карьера Курта Вальдхайма, дослужившегося до должности генсека ООН, начиналась с офицерского чина в гитлеровской армии. А совсем недавно неожиданно стройными рядами всплыли неизвестно откуда взявшиеся австрийские неонацисты - и это в центре континента, где каждую собаку успели проинформировать о правах человека, а каждого человека - о правах животных!

В нашем маленьком списке фигурирует еще один претендент на нацистское наследство - арабский национализм. К нему победившие союзники отнеслись с еще большей снисходительностью, чем к австрийскому. Надо признать, тогда арабский национализм и впрямь казался ходячим недоразумением, случайно дотянувшим до наших дней динозавром, который с трудом ориентируется в современном мире и уж никак не способен вырваться из пределов рецессивной реальности.

Ну нашел Гитлер союзников среди лидеров арабского мира, ну воевали некоторые из арабских стран на его стороне. Так ведь это хитрые фашисты запутали бедных невежественных детей пустыни и использовали их как зомби, не соображающих что творят. При взгдяде издалека все вроде бы так и есть, но присмотритесь к этой картине поближе, обратите внимание на детали. А детали придают ей иной, отчетливо коричневый оттенок. И соответствующий оттенку запашок...

Сосредоточимся на тройной волне пан-арабизма, чьи прорывы в доминантную реальность приходятся на 1953-64, 1977-88, 2001-12 годы. Мы увидим, что все закономерности волн времени в случае с пан-арабизмом проявляют себя с необычайной отчетливостью. И даже тот факт, что третья, самая мощная волна этой тройной последовательности еще только начинает выходить на поверхность, обнаруживая себя лишь первыми подземными толчками, не помешает нам досконально понять ее специфику и динамику в предстоящем 12-летии.

Глубокое родство пан-германизма и пан-арабизма остается для многих незамеченным, к сожалению, и до сих пор. Разумеется, к 2012 году большинство этих "близоруких" и "слабовидящих" прозреет. А между тем, пан-арабизм грозит миру гораздо бльшими бедами, чем пан-германизм - этот, невероятный, казалось бы факт, становится все более очевидным...

Чтобы вырваться из поля влияния традиционной европейской морали, пан-германизму потребовались колоссальные усилия. Слишком сильна была здесь традиция защиты слабых и сострадание к малым и сирым. А возвращение к добиблейскому принципу "кто сильнее, тот и прав" с первых шагов наталкивалось на сопротивление не только со стороны слабых, но и сильных.

Однако то, что в глазах Запада выглядело противоестественным и слишком революционным, на Востоке воспринимается как абсолютно естественное, мало того, фундаментально значимое. Носителям восточного менталитета не нужна никакая внутренняя революция для принятия таких милых идей Ницше, как:
- мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина - для отдохновения воина...
- счастье мужчины зовется "Я хочу". Счастье женщины - "Он хочет".
- идешь к женщинам? Не забудь плетку!

Нет существенной разницы между комплексом фундаментальных идей пан-германизма и пан-арабизма. Пан-арабизм и его идеологическое прикрытие - пан-исламизм, делят все человечество на правоверных и неверных. С неверными необходимо вести священную войну - джихад. В отношении неверных можно переступать любые моральные нормы. Неверных нельзя воспринимать как полноценных, достойных сочувствия и сострадания людей. Соответственно "отменяются" добрососедство между народами, общечеловеческая мораль, а заодно и прогресс. Остается джихад с целью уничтожения или порабощения неверных и возвращения правоверных к идеалам средневековых шариатских государств.

Итак, идеи, лежащие в основе этих двух явлений, практически тождественны. Но в путях реализации этих идей есть существенные различия. Два самых главных:
- уже первые этапы наступления пан-арабизма демонстрируют гораздо большую массовость и гораздо больший фанатизм;
- третья, пиковая волна пан-арабизма приходится на эпоху, предоставляющую такие возможности для государств, поддерживающих техно-терроризм, какие и не снились странам гитлеровской оси...

Двуликий Янус

Арабский мир в условиях с-волны и п-волны - это фактически два очень разных мира. Познакомимся же поближе с этим двуликим Янусом.
П-волна 1953-64. 1954 год - кровопролитное восстание в Алжире, одно из самых сильных в истории колониальных войн. Франция отвергает требования алжирцев предоставить им независимость. Восстание разгорается.

1958 год. Выдвинув лозунг укрепления французской власти в Алжире, и пользуясь поддержкой французских поселенцев, на выборах побеждает де Голль. А дальше происходит грандиозная странность - к изумлению его сторонников, де Голль радикально меняет свою позицию и предоставляет Алжиру независимость. Этот кувырок вносит серьезный раскол во французское общество. Поселенцы создают подпольные организации, несколько раз покушавшиеся на жизнь президента. Два миллиона поселенцев покидают новое государство.

На Ближнем Востоке начало этой п-волны также ознаменовалось весьма странными и не менее драматическими событиями. Хотя в арабском национально-освободительном движении очень большой акцент делался на слове "национально", а и его лидеры были весьма далеки от идей социалистического интернационализма, СССР взял курс на форсированную помощь арабским странам, прежде всего военную. В общем-то мы против национализма, но мы его поддерживаем - на определенном этапе. 24 года спустя, в начале следующей п-волны, когда пан-арабизм и пан-исламизм окончательно выйдут из под контроля, придется вводить в Афганистан "ограниченный контингент войск".

Обратимся к Египту 1956 года. Идет ускоренное перевооружение египетской армии при помощи СССР, резко усиливается террор против Израиля, базы которого расположены на египетской территории. 29 октября Израиль начинает Синайскую кампанию, его поддерживают Англия и Франция, интересам которых угрожал режим Насера.

Египту удается привлечь на свою сторону не только так называемый третий мир, страны не присоединившиеся к блокам, но и сверхдержавы - СССР и США. Под мощным международным давлением достигается прекращение огня, Франция и Англия выводят свои войска с египетской территории. Взамен за гарантии ООН, разместившей в Синае миротворческий контингент, Израиль возвращает Египту этот занятый им полуостров.

Итак, мы видим успешно наступающий арабский мир, уверенно противостоящий Англии и Франции, получающий щедрую помощь от СССР и научившийся использовать в своих интересах сверхдержавы и ООН. И тут двуликий Янус поворачивается другой стороной.

От великого до смешного

С-волна 1965-76. Август 1966 года. Мосад организует угон из Ирака самого секретного по тем временам самолета Миг-21. Май 1967-го. Египет концентрирует войска на израильско-египетской границе. Силы ООН испаряются вместе со своими гарантиями. Активные военные приготовления в Сирии и обстрелы с ее территории северных израильских поселений. Иордания вступает в военный союз с Египтом.

Какое мажорное драматическое начало и какой позорный конец! Арабские орды разгромлены в ходе Шестидневной войны в июне 1967 года. Иудея, Самария, Газа и Синай оказываются под контролем Израиля, становится, наконец, единым Иерусалим. В руки израильтян попадают тысячи танков, сотни самолетов, десятки тысяч пленных арабских солдат.

1970 год. Поддержанные сирийцами, головорезы Арафата пытаются свергнуть короля Хусейна. Эта вспышка внутриарабской грызни заканчивается изгнанием Арафата и его банд из Иордании и расколом среди арабских государств.

1973 год. После гигантских дополнительных вливаний финансовой и технической помощи, перевооруженные и наинструктированные до слез военными советниками из СССР, армии Египта и Сирии внезано нападают на Израиль в самый свящанный для евреев Судный день.

На это раз война длится три недели. Армии агрессоров разбиты и отброшены далеко назад. Изарильские войска стоят на 101-м километре от Каира и в 30-ти километрах от Дамаска. Остнавливаются они не потому, что противник упорно сопротивляется - сопротивляться больше некому - но потому, что так приказало свое командование.

Какими предстают лидеры пан-арабизма в условиях этой с-волны? Сборищем подлых, трусливых и невежественных придурков. Разумеется, опасных, но еще более нелепых и смешных.

От смешного до великого

П-волна 1977-88. Важнейшее событие этой волны - хомейнистская революция, внезапный и бурный ренесанс исламского экстремизма. В 1979 году провозглашается Исламская Республика Иран, новая власть стремительно выводит страну в лидеры государственного террорризма. Реализуется оригинальнейшая идея: в Тегеране захватывается американское посольство, а его сотрудники объявляются заложниками. Администрация президента Картера расписывается в полном неумении урегулировать американо-иранский кризис. Никакие методы давления - политические, экономические, силовые - не приносят желанных результатов.

Крупные проблемы с пан-исламизмом возникают и у второй сверхдержавы -СССР и в конце 1979 года, в попытке решить эти проблемы, советские войска вводятся в Афганистан. Отметим важную особенность: если в первой волне пан-арабизма просматривается стремление арабских лидеров привлечь на свою сторону обе сверхдержавы, то в условиях второй волны пан-арабизм уже в состоянии позволить себе роскошь быть в жестоком конфликте с обеими сверхдержавами одновременно.

Удивительное дело! Даже арабо-израильский конфликт уходит куда-то на второй план! Арабский террор бушует во всем мире и попытка остановить его вводом израильских войск в Ливан в 1982 году не дала желаемых результатов и привела к затяжной войне. Ситуация осложнилась еще больше, когда 1987 году арабы Страны Израиля начали свою первую интифаду. Как завершающий аккорд - в 1988 году взрывается американский "Боинг-747" над шотландской деревней Локкерби. Погибают 259 пассажиров самолета и 11 жителей деревни.

На этом отрезке времени жертвами арабского террора стали и многие арабы - от простых людей до весьма высокопоставленных лиц. В их числе и президент Египта Анвар Садат, подписавший мир с Израилем...

Каким предстает арабский мир в эти дни? Мощным и пугающим иррациональной силой, обладающий влиянием глобального масштаба.

Точки над "и"

Автор считает необходимым подчеркнуть: нельзя ставить знак равенства между арабами и пан-арабистами, или мусульманами и пан-исламистами. И среди арабов и среди мусульман есть немало замечательных и просто достойных людей. Есть такие люди и в Израиле и об этом всегда нужно помнить.

Говоря о пан-арабистах и пан-исламистах, мы имеем в виду не представителей какой-либо нации или религии, а только лишь людей, оказавшихся под влиянием определенного комплекса идей, который уместно назвать комплесом джихада". Приближение п-волны 2001-2012 годов обостряет одержимость комплексом джихада у его прежних носителей и стремительно втягивает в сферу его влияния новых. Чтобы убедиться в этом, достаточно поглядеть на беснующиеся арабские толпы в масках с топорами, ножами и автоматами.

Но кто более невменяем - эти доводящие себя до истерики фанатики или дружное большинство в ООН, неизменно оказывающее им поддержку? А между тем, одержимые комплексом джихада опасны не только для всего мир, но и для самих арабов и мусульман. Также как одержимые идеями фашизма были опасны на только для других народов, но и для немецкого. Получается, что в разгар п-волны 1929-40 большинство немцев представляло угрозу для будущего немецкого народа! Жестокий и безнадежный парадокс...

Идиллия в доминантной реальности

Что происходит с пан-арабизмом во время неблагопритной для него с-волны 1989-2000 годов? В начале этого периода пан-арабизм ошарашенно взирает на распад и агонию социалистического блока. Летом 1991 года гэкачеписты пытаются спасти разваливающуюся сверхдержаву, а Саддам Хусейн - создать новую. Но действуют они настолько топорно, что кажется: дискредитированы навеки, во всяком случае, повернуть колесо истории вспять им не удалось. Огромная, позорно проигравшая все сражения армия, разбегается и Ирак отброшен в рецессивную реальность, обречен на международную изоляцию и нищету. Пан-арабизму нанесен мощный удар, а его подпорка - СССР - просто исчезла. Что теперь, к примеру, делать строящему социализм героическому сирийскому народу?

Одним из первых сориентировался "главный шакал Ближнего Востока" Ясер Арафат. Изрядно потрепанный, лишенный финансовой поддержки, он в 1993 году наконец-то соглашается "признать" право Израиля на мирное и безопасное существование. Всего год спустя его "великодушие" вознаграждается Нобелевской премией мира и возвращением в Страну Израиля. 1993 году в с-волне 1989-2000 годов соответствует 1945 год в с-волне 1941-1152 годов. Одно утешение: хорошо, что Гитлер не додумался в апреле 1945 года официально признать право на существование за евреями, цыганами, русскими и американцами, а то бы пришлось клепать еще одну Нобелевскую премию мира!

Грызня в рецессивной реальности

Итак, западный мир погружен в эйфорию глобализациии. Тоталитарные и пост-тоталитарные режимы вытесненены в рецессивную реальность - на задворки истории. Западные средства массовой информации полны оптимистическими прогнозами: вот-вот на смену тоталитарному Хафезу Асаду придет его сын Башар, человек европейской ориентации, прогрессивных и прагматических взглядов. В Иране тоже дуют ветры перемен, молодежь устала от нудных аятолл. Ливия, еще одно гнездо международного террора, ведет себя теперь тише воды, ниже травы.

Но там, в мутных глубинах рецессивной реальности, среди этих полутеней прошлого идет какя-то странная малопонятная грызня. На развалинах СССР и Югославии воины джихада наступают медленно но верно, опираясь на Коран, на нефтедоллары, на наркомафию. Запад, не особенно вникая в суть этих разборок, вмешивается в них и странная картина предстает нашим глазам: "наивные и невежественные" воины джихада вовсю манипулируют войсками НАТО и ООН.

И вот набравшись опыта, осмелев и чувствуя приближение новой п-волны, воины джихада выбирают цель и за пределами рецессивной реальности - они атакуют Израиль, не просто исльную и развитую страну, но страну, об которую они ломали зубы так часто и так сокрушительно...

Арсенал тотальной демократии

Мы уже отмечали, что традиционный восточный менталитет представляет собой гораздо более благоприятную почву для распространения пан-арабизма, чем западный - для пан-германизма. Соответственно, все усилия концентрируются не на вопросе "к чему стремиться?" - здесь все ясно, а на вопросе "как этого достичь". Изучение методов и средств началось еще в ту пору, когда главным центром глобальной агрессивности был "старший брат" пан-арабизма - немецкий фашизм. Причем с первых же шагов арабские союзники Гитлера показали себя не только старательными, но и способными, инициативными учениками.

Так, лидер арабов Страны Израиля 30-40-х годов иерусалимский муфтий Хадж Амин эль-Хусейни не только активно участвовал в формировании в Боснии мусульманских батальонов СС, но и энергично подталкивал Гитлера к скорейшему уничтожению евреев Европы. И он был далеко не единственным арабским лидером, занимавшимся такого рода деятельностью. В те же времена были активно освоены геббельсовские методы пропаганды. Одни и те же арабские лидеры, с одной стороны, призывали немцев уничтожать евреев, а с другой, лицемерно говорили англичанам и американцам: "Почему мы должны страдать из-за тех преступлений, которые вершатся против евреев в Германии, Италии, Польше и Румынии?" Остается добавить, что Гитлер и фашисты весьма популярны среди пан-арабистов и сегодня.

Но террористы джихада учились не только на достижениях немецкого фашизма, они извлекли полезный опыт и из его провалов, и если сравнить этих двух циничных бандитов - Гитлера и Арафата, мы увидим, что зацелованный мировой общественностью раис даже в стадии старческого маразма гораздо более изворотлив и хитер, чем застрелившийся бесноватый фюрер.

Набравшись опыта в боснийских батальонах СС, прилежно занимаясь позже под руководством инструкторов КГБ, еще позже воюя против этих интсрукторов в Афганистане, а затем возрождая свои батальоны на Балканах, используя промахи Запада и создавая с его помощью мощную систему тоталитарной пропаганды, сторонники глобального джихада накопили к нынешнему дню такой потенциал, истинные возможности которого, к сожалению, могут оценить лишь немногие...

Закономерные странности

Алжирская политика де Голля кажется странной. Он уступил, избежав больших потерь в 60-е годы. Но что мы имеем сегодня, в начале новой п-волны? Алжир, в котором исламские террористы каждый месяц убивают десятки и сотни невинных людей. Два миллиона французских поселенцев покинули когда-то Алжир. Зато теперь во Франции обосновались миллионы арабских "поселенцев", которые уезжать никуда не собираются. Как они поведут себя, когда пожар джихада разгорится вовсю? Уже сейчас они во Франции нападают на людей и поджигают дома. Успокойтесь, господа французы, эти люди - евреи, а здания - всего лишь синагоги. Спите спокойно! "Сон разума рождает чудовищ" - сказал Франсиско Гойя. Французский разум сегодня спит крепко, как никогда, а Франция, мнящая себя важным фактором в арабском мире, медленно, но верно превращается в его марионетку, лишенную какой-либо степени свободы.

Другую странность продемонстрировал Никита Хрущев. Зачем же отступать перед джихадом, когда можно объединиться с ним против всего остального мира - рассудил он. И он не жалел для арабов ни оружия, ни денег - знать знал, что им суждено стать большой силой. А когда он в Карибском море затеял ядерные маневры, суть послания была таковой: "И мы способны на глобальный джихад! Так могут ли у вас быть друзья лучше нас, товарищи пан-арабисты?" Хрущев вел политику сближения с арабским национализмом и неумеренной раздачи пряников. Одного лишь Никита не учел: сколько товарища волка ни корми, сколько не подвывай ему, он и у кормильца руку норовит откусить. Махровый исламизм оказался несовместимым даже с тоталитарным социализмом.

П-волна 1977-88 уже в самом своем начале резко обострила агрессивную исламизацию и советскому руководству пришлось принимать срочные и масштабные ответные меры. Ввод войск в Афганистан не являлся ни нелепостью, ни абсурдом. Да только вот ресурсы СССР оказались недостаточными, советская система чем дальше, тем больше доказывала свою полную несостоятельность, неспособность решить важнейшую для главной страны социалистического лагеря задачу.

Реальность без реалистов

Политик, берущийся за решение крупномасштабной задачи, но не могущий ее решить - это печально. Но когда он вообще не осознает этой задачи - это печальнее во сто крат. Барак все гадал - есть ли у нас партнер по мирному процессу, нет ли у нас партнера по мирному процессу? Гораздо важнее задуматься о возможностях противников по военному процессу, которые вовсе не скрывают своих агрессивных намерений. Одна из самых роковых ошибок в военном деле - недооценка возможностей и сил врага.

Но даже в странах, уже ставших жертвами исламского террора - в Израиле, России, США - ведущие политики все еще не понимают подлинных масштабов этого явления. За несколько недель до начала интифады правительство Барака было уверено, что если Арафат решится прибегнуть к силовому давлению на Израиль, мировое сообщество осудит его. Все произошло с "точностью до наоборот". И если оно так провально недооценило политические и пропагандистские возможности лагеря арабских экстремистов, где гарантия, что соответствуют реальности его оценки и в других сферах - военной, разведывательной, экономической? Речь, разумеется, не о том, что монстра арабского экстремизма невозможно победить. Победа над ним вполне возможна, но только при условии реального и глубокого анализа его возможностей и ресурсов.

Предварительные итоги

Мы рассмотрели только два вида временных волн, но даже это небольшое "путешествие во времени" позволяет многое сказать о том, что нас ожидает в ближайшие годы. Наше ближайшее будущее определяется процессом смены с-волны 1989-2000 п-волной 2001-2012.
- один из важных факторов приходящего двенадцатилетия - активизация экстремистских сил, выступающих под знаменами пан-арабизма и пан-исламизма;
- однако наступление пан-арабистов принесет им не только успехи, они столкнутся сопротивлением умереных арабских и мусульманских лидеров;
- мы станем свидетелями вытеснения или уничтожения таких лидеров внутри арабского мира;
- одновременно будет идти процесс сближения эктремистских арабских государств;
- необходимо также учесть, что новая п-волна - это третья волна пан-арабизма, во многом схожая с третьей-волной пан-германизма 1929-1940 годов. К "точке грозы" (2010-й год) пан-арабизм займет доминирующие позиции в арабском мире и сосредоточит в своих руках беспрецедентную военную мощь. В его распоряжении окажутся ядерные технологии и такие виды неконвенционального оружия, как химическое и бактериологическое;
- вместе с тем, Израиль не будет ни единственной, ни главной мишенью, в которую будет нацелена эта мощь. Точно так же как евреи были первыми, но вовсе не единственными противниками Гитлера и вовсе не против них была брошена мощь гитлеровских армий. И как ни ужасен факт гибели шести миллионов евреев, в общем количестве погибших во Второй мировой войне - пятьдесят миллионов - они составляют небольшую часть;
- подлинной целью пан-арабизма станет глобальный джихад - завоевание или уничтожение всех, кто откажется подчиняться арабскому диктату.
Да, океан времени, мощные волны которого словно щепками играют судьбами миллионов людей - это одна из самых таинственных сфер нашего бытия. Но искусство навигации возможно и в этом бушующем Океане Тайн...

(Опубликовано до начала терактов исламистов в Америке и военной кампании Буша в Афганистане).

Алекс Грин  
alexgrin21@barak-online.net